14:23 МСК
Понедельник
17 / 02 / 2025
1641

Равнение на профессионалов

Систему высшего образования ожидают большие перемены

Об этом стало известно на внеочередном съезде Российского Союза ректоров, объединяющего 880 руководителей высших учебных заведений страны. Съезд проводился на минувшей неделе на базе Московского государственного университета. Делегаты выслушали доклад председателя Союза, приняли новый устав и обсудили перспективу работы.

По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, перед высшим образованием стоит несколько важнейших задач, в числе которых – повышение качества математического образования, реализация программы поддержки педагогического образования, повышение практической составляющей инженерных образовательных программ и подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Для решения этих задач необходимо справиться с проблемами, которые тормозят развитие системы высшего образования и отрицательно сказываются на качестве подготовки профессионалов различных направлений.

Несмотря на увеличение государственного финансирования высшего образования (в 2014 году из бюджета выделено 470 миллиардов рублей – в 20 раз больше, чем в 2000-м), качество высшего образования не растет.

Снижение числа выпускников школ, которое продолжится еще несколько лет, – повод задуматься. Ведь если в 2003 году российские школы выпустили 1,4 миллиона человек, то в текущем году только 650 тысяч.

Как следствие – ожидается сокращение числа преподавателей и закрытие частных университетов и филиалов государственных вузов, которые не могут обеспечить должное качество образования.

Согласно мониторингу государственных высших учебных заведений, проведенному осенью 2012 года, в число неэффективных и нуждающихся в реорганизации вошли 30 университетов и 262 филиала; по результатам мониторинга 2013 года – 373 вуза и 45 вузов, требующих оптимизации.

Что касается негосударственных высших учебных заведений, их, судя по всему, ожидают сложные времена. По словам главы образовательного ведомства, такие вузы могут заниматься образовательной деятельностью, но будут лишены права выдавать дипломы государственного образца.

Отозвать лицензии и аккредитации вузов станет намного проще: соответствующий законопроект уже прошел в Думе первое чтение. Министр образования и науки дал понять, что плохим вузам лучше не оттягивать неизбежного решения, а закрыться самим. Это касается в первую очередь 70 головных высших учебных заведений и 180 филиалов, получивших соответствующие рекомендации Минобрнауки по итогам последнего мониторинга.

Многие вузы страны в обозримом будущем перейдут к обучению студентов только по программам бакалавриата. Магистратура и аспирантура останутся лишь в наиболее сильных вузах. «Если есть условия для работы на уровне магистратуры и аспирантуры, мы вам дадим контрольные цифры приема. Но если их нет, вы их либо создайте, либо работайте на уровне бакалавриата», – подчеркнул министр.

Такие планы, в первую очередь, касаются подготовки специалистов по техническим специальностям. Подготовкой бакалавров займутся вузы в регионах, где есть соответствующая база и спрос на соответствующие кадры.

Подготовка инженерно-технической элиты будет сосредоточена в ведущих вузах, где есть необходимые условия для научной и проектной деятельности.

Повысится значение практической деятельности в системе высшего образования. Кадры для предприятий военно-промышленного комплекса планируется готовить по контракту с предприятиями, с последующей трех-четырехлетней отработкой молодым специалистом.

В технических вузах закроются непрофильные направления подготовки, они больше не смогут выпускать юристов, экономистов, социологов, философов и т.д.

На съезде говорили и о других проблемах, в том числе о реализации проекта повышения качества математического образования. Неутешительные результаты ЕГЭ по русскому языку, на которые обратил внимание Президент России, будут рассмотрены на очередном съезде Союза ректоров. Его проведение с участием Владимира Путина запланировано на октябрь 2014 года.

Точка зрения

Виктор Гуров, председатель Совета ректоров вузов Рязанской области, ректор Рязанского государственного радиотехнического университета:

– Знания по естественно-научному циклу, с которыми приходят первокурсники, порой находятся не на должном уровне, а без физики, химии, математики качественная подготовка инженера на современном этапе невозможна. В условиях перехода на уровневую систему подготовки необходимо тесно сотрудничать с работодателями, которые должны активно участвовать в подготовке магистров и аспирантов. Здесь важнейшая роль отводится целевому набору, т.е. подготовке специалистов по заказу предприятий.

Николай Бышов, ректор Рязанского государственного агротехнологического университета:

– Возникает тревога по поводу упразднения в региональных вузах магистратуры и аспирантуры. Думаю, что для образовательных организаций этот вопрос очень болезненный. Отток наиболее талантливых выпускников – бакалавров для продолжения образования в столичные вузы приведет к нехватке высококвалифицированных специалистов, в том числе аграрного профиля. Отсутствие выпускников-магистрантов ограничит научный и кадровый потенциал рязанских вузов, так как в Москве возможностей трудоустроиться на высокооплачиваемую работу больше чем в регионе.

Алексей Ширяев, ректор Современного технического института:
– В связи с нововведениями Минобрнауки негосударственные вузы укрупняются. Мы также вступили а ассоциацию негосударственных вузов Поволжья, в которую входит семь вузов. У нас общая методическая база, сотрудничество во всех сферах, мы предоставляем возможность студентам получать различные программы, осуществляем обмен преподавателями, плановую переподготовку преподавателей и обмениваемся опытом по другим вопросам, связанным с развитием вузов.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 129 (4677) от 17 июля 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Диплом – не значит знания
30% российских студентов обучаются по некачественным программам
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: