Сейчас в России все чаще стала перениматься западная мода – вешать на стенку своего кабинета в красивой рамке «корочки» об окончании вуза или профильных курсов. Подобные дипломы можно увидеть в кабинетах юристов, врачей, психотерапевтов, массажистов, визажистов и пр. По опросам социологов, за публичную демонстрацию специалистами своих «корочек» высказались 73% экономически активных россиян.
Но часто на практике выясняется, что эта показуха не имеет ничего общего с настоящими знаниями и компетентностью.
Проблемы получения качественного образования обсудили на совещании о развитии высшего образования в России. В нем приняли участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, вице-премьер Ольга Голодец, помощник Президента Андрей Фурсенко, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, а также ректоры вузов и представители общественных организаций.
В настоящее время общее число студентов в стране составляет порядка 5 миллионов 600 тысяч человек. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал, что 1,7 миллиона российских студентов обучаются по некачественным образовательным программам, что составляет 30% от общего числа студентов.
– Человек с дипломом далеко не всегда является носителем адекватных знаний. Это касается всех университетов, но наиболее сложная ситуация в негосударственных вузах и филиалах этих негосударственных вузов. Зачастую это связано с тем, что вуз просто не способен обеспечить необходимый уровень образовательных программ, – отметил премьер-министр Дмитрий Медведев. – Причем даже на инженерные специальности зачисляются абитуриенты с плохими баллами по профильным предметам.
Глава правительства призвал усилить контроль в сфере образования. По его словам, бесполезные учебные заведения штампуют невостребованных специалистов и перегружают рынок труда работниками низкой квалификации. Поэтому власти должны проанализировать структурный дисбаланс в сфере обучения в вузах, обратив при этом особое внимание на качество обучения.
Для обеспечения гарантий качества образования предполагается создать независимую систему внешней оценки уровня знаний: единый бакалавриатский экзамен, который будет проводиться как после второго курса, так и по окончании программы.
Ливанов напомнил, что за последние два года была проведена реорганизация 22 вузов, включая 173 филиала. Почти в 300 филиалах был прекращен прием студентов по программам высшего образования. Реорганизация таких филиалов будет завершена к 2017 году. По итогам мониторинга 2014 года в 220 филиалах государственных вузов будет полностью прекращен набор на обучение уже с этого года.
В министерстве уверены, что модернизация системы высшего образования не приведет к общему сокращению объема подготовки по всем видам высшего образования. Ливанов пообещал, что к 2017 году будет обеспечено высокое качество образовательных программ.
По подсчетам Минобразования, в ближайшие два года на повышение уровня материально-технического оснащения, разработку новых программ повышения квалификации преподавателей понадобится примерно 5,5-6 млрд. рублей ежегодно.
Премьер-министр подчеркнул, что развитие эффективности российских вузов имеет стратегическое значение, потому что от уровня подготовки специалистов зависит будущее нашей страны.