02:30 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2348

Дом с колоннами

Уникальную усадьбу может спасти срочная реставрация

Уникальную усадьбу может спасти срочная реставрация

У каждого из нас в Рязани есть свои любимые улицы. Как правило, это улицы старинные, где сохранились здания начала прошлого века, а то и XVIII–XIX столетий.

Эти дома дают возможность прохожим не только увидеть, но и почувствовать историю, от них словно исходит магнетическая сила. К сожалению, большинство рязанских улиц, хранивших следы старины, изменились до неузнаваемости, и теперь мало кому интересны – разве что новым собственникам построенных элитных многоэтажек. Но некоторые еще не потеряли своего лица. Одна из них – улица Свободы.

Она и начинается, и заканчивается домами, во всех смыслах примечательными. Вот, например, одно из самых старинных светских зданий под номером 79, известное ныне как Музей истории молодежного движения. Особняк был построен в 1786 году, и до 1917 г. в нем находилась резиденция рязанского губернатора.

В 1900 году было построено здание, где ныне располагается министерство здравоохранения области – до революции в нем находилась богадельня сестер Титовых.

Дом, где размещается областной художественный музей, принадлежал купцам Рюминым. Николай Гаврилович Рюмин подарил его мужской гимназии под пансион. В доме №49 по ул. Свободы жил М.Е. Салтыков-Щедрин, когда управлял Рязанской казенной палатой. Родом из XIX века и здание РГУ им. С.А. Есенина – бывшее Рязанское женское епархиальное училище. Достопримечательностью стал так называемый и обкомовский дом № 53а, построенный для руководящих сотрудников областного комитета КПСС. Ныне он заметен своим садом, цветочным ожерельем, украшающим стену дома с парковой стороны.

Своеобразным памятником советской плановой экономике служит комплекс Торгового городка. Выставка достижений народного хозяйства в павильонах городка, которых насчитывалось более двух десятков, открылась в октябре 1955 года.

Сама же улица Свободы, конечно же, намного старше находящихся на ней зданий. По ней проходил Большой Владимирский тракт. А свое первоначальное название улица получила от Гостиного двора, чьи торговые ряды вплотную примыкали к ней. Поэтому и называлась она Гостиной.

Не всем старинным постройкам на улице Свободы повезло. Например, дом Анжина (№71), принадлежавший Семену Анжину, сыну рязанского заводчика, снесен летом 2009 года. А это был настоящий резной терем с крыльцом в виде фонарика. В жалком виде пребывает ныне комплекс Торгового городка. И невозможно без печали созерцать деревянный дом с колоннами и портиком под номером семь, чей фасад выходит на оживленную площадь Свободы.

Об этом доме хочется сказать особо. Во-первых, потому что второго похожего на него в Рязани нет. Во-вторых, состояние особняка таково, что город в любой момент может лишиться этого уникального архитектурного памятника.

Дом построил помещик Федор Серов в первой четверти XIX века. Потом он находился в собственности Любови Херасковой – жены сына священника Скопинского уезда Дмитрия Хераскова. Специалисты говорят, что это единственный уцелевший в Рязани памятник деревянного ампира и редкий образец городского дворянского дома первой четверти XIX века.

После революции дом Серовых превратился в обычную советскую коммуналку. Рязанец Владимир Петров прожил в нем все свое детство и хорошо помнит свои впечатления. Повзрослев, Владимир узнал и историю усадьбы.

– До революции дом удовлетворял все потребности проживающей в нем одной семьи. Между комнатами не было перегородок, а стояли колонны, перекрытые арками, – рассказывает Владимир Петрович. – Печи были покрыты прекрасными изразцами. В саду было 36 видов плодовых деревьев. Многое стало перестраиваться после революции. Особенно чувствительно на усадьбе сказалась передача дома в ведение домоуправления в 1935 году. После этого был, например, засыпан колодец. Постоянно вырубался сад.

В доме сделали перепланировку. Из трех квартир двери выходили в общий коридор, который служил и кухней, потому что в самой кухне проживал квартирант.

С годами дом разрушался, у него менялись собственники. Переходя из рук в руки, он обветшал настолько, что о рязанской достопримечательности начали говорить с сожалением. Дает трещины и крошится фундамент, отваливается облицовка с колонн, обнажая рассохшиеся доски, почти полностью утрачены перила внешнего балкона, а его пол провалился. В расщелинах скопились горы мусора. Оконные стекла местами побиты. Что будет, если в эти дыры кто-нибудь метко пульнет непотушенный окурок?

Следить за состоянием объектов культурного наследия в регионе обязано министерство культуры и туризма области. В министерстве нам сообщили, что «Дом Серовых (деревянный) – 1805 г.» находится в частной собственности. В соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ с собственником оформлено охранное обязательство, которое налагает на него ограничения и обременения по использованию. Он обязан содержать объект культурного наследия в надлежащем санитарном, техническом и противопожарном состоянии. Проводить ремонтно-реставрационные работы. Поскольку здание требует реставрации, в настоящее время оно не используется.

Мы поинтересовались, когда начнется реставрация. Оказывается, проект за счет средств собственника разработан еще в 2011 году. А ремонтно-реставрационные работы, сообщили в министерстве культуры, должны завершиться в 2015-м.

Реставрация – занятие длительное и кропотливое. Времени у владельца памятника осталось немного – максимум полтора года. Может быть, работы уже начались, и реставраторы расчехляют инструменты, завозят необходимый стройматериал? Желая проверить свое оптимистическое предположение, мы заглянули за забор усадьбы. И поразились увиденному. Раскрытая дверь болтается на петлях, замок сорван. Двор завален мусором, обрезками деревьев, здесь же устроено кладбище разбитых автомобилей. Очевидно, что никакими санитарными, техническими и противопожарными мероприятиями собственник дома не занимается, а следовательно, не выполняет охранных обязательств.

Заметив, что мы ведем фотосъемку, к нам подошел мужчина, чей дом находится по соседству.

– Вот вы все ходите, снимаете, то одно телевидение приедет, то другое, а зачем? Что вы хотите показать? – поинтересовался он.

Ответ на вопрос, казалось бы, очевидный – разрушается на глазах объект культурного наследия. Но наш собеседник почему-то посчитал отношение рязанских СМИ к дому Серовых предвзятым.

– Лучше бы сфотографировали дом Хвощинских, вернее, то, что от него осталось, – посоветовал он.

Но ведь именно такая участь – почти полного исчезновения в результате пожара, может грозить и дому Серовых, с его разбитыми стеклами и раскрытыми дверями. От случайных гостей с недобрыми намерениями не спасут никакие собаки, которые, по слухам, обитают в пустой и мрачной усадьбе.

И еще, в день нашего посещения дома Серовых довелось услышать такую фразу: «Зачем он вообще нужен?» И правда, зачем нужны памятники?

Вопрос вовсе не простой, каким кажется на первый взгляд. Выдающийся мыслитель академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что между памятью и совестью есть прямая связь. «Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести».

Не потому ли завоевание любой страны, нации начинается с разрушения памятников прошлого? Памятники уничтожаются для того, чтобы лишить народ оседлости и превратить его в «перекати поле». А если из людей убрать еще и нравственную чуткость по отношению к совершаемым поступкам, то с ним можно делать все, что вздумается. Отстаивать необходимо каждый дом. Кто знает – может, через него и проходит линия невидимого фронта.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 130 (4678) от 18 июля 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Трижды первый – «Элекс-Фаворит»
Отец и сын
Дважды в ХХ веке вставали на защиту Родины Вячеслав Васильевич и Борис Вячеславович Булатовы. В Первую мировую войну и в Великую Отечественную...
Читайте в этом номере: