…На фронт Анна Никитична Бакулина, в ту пору 19-летняя комсомолка Анна Ланцева, попала в мае 1942 года и провоевала до самой Победы. Домой вернулась в октябре 1945 года. Служила Анна водителем грузовых автомобилей в составе второй воздушной армии Воронежского фронта, перевозила боеприпасы, горючее, другой груз.
Сразу после окончания водительских курсов ее вместе с другими молодыми водителями направили под Воронеж. Машины дали старые, изношенные, мобилизованные из колхозов Украины, поэтому забот они им доставляли немало. Появилась «собственная» полуторка и у Анны, и отвечать за ее сохранность она должна была теперь по законам военного времени. Бои под Воронежем в это время шли кровопролитные, «мессершмидты» бомбили город, дороги и все, что двигалось по ним. Самолетов и боеприпасов в полках не хватало, поэтому водителей направляли к Волге, там после боев оставались снаряды. Их собирали и подвозили к передовой.
Командование поставило задачу перед войсками – выбить фашистов из-под Воронежа. Целый месяц практически под непрерывным огнем фашистов Анна вместе с другими водителями возила шлак с близлежащих станций для строительства аэродрома. Эта работа стала для нее настоящей «производственной» практикой, где она приобрела определенный военный опыт.
Наши войска продолжали наступать. Противник в спешке бросал аэродромы, которые занимала 2-я воздушная армия. Но самолеты постоянно нуждались в боеприпасах. Непрерывно, дни и ночи без отдыха, водители грузовиков доставляли снаряды на аэродромы. Мерзли в снегу, буксовали в глине, прорывались через колючую проволоку, проходы в которой были заминированы немцами, но работали, не считаясь ни с чем, освобождая Белгород, Орел, Курск, Днепропетровск, Дзержинск, Николаев. Сколько раз за это время Анна могла быть расстрелянной фашистами с воздуха, взорваться на мине! Но этого не произошло, хранила ее судьба. Под Николаевом на переправе нужно было вести машину к парому. Вдруг дорогу ей пересекла другая полуторка, за рулем сидел гражданский водитель. Только эта машина въехала на паром, как произошел взрыв, погиб молодой человек.
– Тысячи километров проехали мы на своих полуторках через войну, вплоть до самого Берлина, практически, не разуваясь и не раздеваясь. День и ночь без сна, с одним сухарем, под перекрестным огнем немцев, бывало, под выстрелами наших «катюш». Зачастую, ни свернуть, ни остановиться мы не имели права – таков был приказ. Воздушной авиации постоянно требовалось горючее, авиачасти все быстрее двигались вперед, и бензина требовалось все больше и больше, – вспоминает Анна Никитична.
На западной границе с бортовой машины Анну перевели в колонну бензовозов. Водителям необходимо было поставлять бензин для полков воздушной армии. В числе водителей бензовозов Анна была единственной девушкой.
1945 год. Дороги войны привели Анну в Европу. Готовился штурм Берлина, наступающие полки нуждались в бесперебойном обеспечении горючим. Дороги опасные, опасен и груз, график очень строгий, но зато машины теперь были хорошие, с американскими двигателями. Ночами, без света, пробирались бензовозы. На каждый рейс водителям отводилось трое суток с двухчасовым отдыхом раз в сутки. Водители работали на износ, больше всего им хотелось спать. В одном из таких рейсов, на территории Польши, Анна на мгновенье провалилась в сон и чуть не погибла. Ее бензовоз выбился из колонны и свернул с дороги к озеру, проехав прямо через просвет между деревьями. Спящую, ее разбудил сильный удар об машину. Очнувшись, Анна резко затормозила прямо у воды, так и не поняв, кто или что ее разбудило. Вновь уберегла ее судьба от беды.
Доставленный бензин сливали в готовые цистерны в земле только по ночам, потому что за машиной мог наблюдать самолет-разведчик врага и передать его координаты своим. Низко летал он, на малых оборотах, так что не сразу и заметишь. Только время от времени выстреливала наша зенитка, а в небе вспыхивал фашистский самолет, оставляя за собой шлейф черного дыма.
После успешного штурма Берлина и капитуляции Германии война для Анны не закончилась. Впереди была еще японская война. В середине июня 1945 года колонна грузовиков и бензовозов прибыла в Читу, оттуда – в Монголию. Сопки, Манчжурия – чужие, опасные дороги, крутые склоны, пропасти. Водители обеспечивали наши войска боеприпасами и горючим. Четверо суток отводилось им, чтобы доставить груз до места и вернуться назад. На все это время выдавался сухпаек – сухари. Останавливаться по нужде в горах нельзя было, колонна должна была двигаться беспрерывно. Все туже и туже подтягивали водители ремни. Анна едва не потеряла тогда сознание, а может, и потеряла, сама не поняла: как зомби все были в то время. Но поставленную задачу водители выполнили до конца. Японцы были разгромлены.
Домой она вернулась в ноябре 1945 года. Награждена медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги», имеет 17 благодарностей от Сталина. На фронте воевали и ее трое родных братьев, один из них погиб в Белоруссии.
Несмотря на послевоенные лишения, Анна Никитична получила высшее педагогическое образование и впоследствии 32 года проработала в Сысоевской средней школе учителем географии и биологии. Имеет звание «Отличник народного просвещения». Одна растила двух детей, рано потеряв супруга.
На встречах односельчане и школьники просят Анну Никитичну рассказать о своем военном прошлом. И она рассказывает, не скупится на эмоции, но не столько о себе, сколько о боевых дорогах ее колонны, о событиях, которые происходили тогда, о стойком характере и героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Их подвиг, как и Анны Никитичны Бакулиной, может, не всегда был заметен, но свершали они его каждый день и каждый час, рискуя собой ради Победы, ради жизни на земле.
Людмила Илюкина.
Фото Николая Сосова.