Рязанская земля издревле щедра на рождение людей необычайно талантливых и даже гениальных. Прославив себя в литературе, науке, искусстве или ратных подвигах, многие из наших великих земляков обрели не только отечественную, но и мировую известность. Но у некоторых выдающихся сынов нашего Отечества бывали и иные исторические судьбы, когда их имена и творческие достижения, более известные за рубежом, некоторое время оставались в забвении на своей родине. Именно такая участь выпала на долю нашего замечательного самородка, самобытного русского философа Николая Федоровича Федорова (1829-1903). Еще каких-нибудь пару десятилетий тому назад в Рязани мало кто знал это имя, которое сегодня по праву считается гордостью земли Рязанской.
А ведь в конце ХIХ – начале ХХ вв. самые знаменитые российские мыслители восторгались его необычными для своего времени философскими идеями. Так, Ф.М. Достоевский писал, что идеи Н.Ф. Федорова «прочел как бы за свои», В.С. Соловьев трепетно называл его «дорогим учителем и отцом духовным», а всегда сдержанный на похвалу Л.Н. Толстой высказался не менее пафосно: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Но в советские годы философское наследие Н.Ф. Федорова по идеологическим соображениям либо опошлялось, либо умалчивалось.
К счастью, наступили новые времена. Активные подвижники федоровского учения из Рязани, других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья принимают самое деятельное участие в том, чтобы «русский космизм» – это уникальное философское творение Н.Ф. Федорова – стал предметом самых широких научных и общественных дискуссий. И самым крупным событием, приуроченным к 185-летию со дня рождения мыслителя, явилось проведение в конце мая нынешнего года на родной для него рязанской земле XV Международных научных чтений памяти Н.Ф. Федорова, состоявшихся под эгидой Всероссийского библиотечного конгресса «Рязань – библиотечная столица России 2014 года».
В чем же состоит значимость философских идей Н. Ф. Федорова для русской культуры и для нашего времени? Прежде чем говорить об этом, все же следует хотя бы кратко сообщить о его весьма необычном жизненном пути. Он родился в 1829 году в имении князя Павла Ивановича Гагарина в селе Ключи (в дореволюционное время оно относилось к Вялсинской волости Елатомского уезда) от внебрачной связи этого вельможи с крепостной девушкой. В интересах конфиденциальности новорожденный получил фамилию Федоров от крестного отца, обедневшего дворянина, давнего приятеля князя. Данный акт позволил приписать Николая Федорова к дворянскому сословию, открыв возможности для получения им достойного образования. После окончания классической гимназии в Тамбове в 1849 году он был зачислен в привилегированный Ришельевский лицей в Одессе, однако учебу в нем через 3 года пришлось прервать по причине финансовых затруднений.
С 1851 г. юный Николай Федоров вступил в самостоятельную жизнь и в отсутствие материальной поддержки вынужден был скитаться в поисках заработка по малым городам Центральной России. В течение 14 лет он учительствовал в различных уездных училищах, преподавая уроки астрономии, истории и географии. Все эти годы трудного юношеского становления были наполнены усердным самообразованием, позволившим Н.Ф. Федорову кропотливо накапливать глубокие познания в естественных и гуманитарных науках. Страсть к познанию постоянно влекла Н.Ф. Федорова к солидным библиотекам, поэтому в 1868 году он оказался в Москве, где поступил на службу в знаменитую Чертковскую библиотеку. Позднее ему посчастливилось получить место библиотекаря в книгохранилище Румянцевского музея, в котором он прослужил более 25 лет. Своего жилья у него никогда не было, поэтому каталожный отдел этой известной на всю Москву библиотеки, по сути, стал его домом.
Все эти годы Н.Ф. Федоров, сторонясь публичности, вел замкнутый, почти аскетический образ жизни. Круг его интересов всецело определялся изучением обширной научной литературы и философским размышлениям над содержанием прочитанного. Энциклопедическая начитанность и огромный интеллектуальный потенциал довольно скоро приковали к нему повышенное внимание со стороны самых выдающихся представителей русской гуманитарной мысли того времени. Многие из тех, кому посчастливилось общаться с Н.Ф. Федоровым, подчеркивали, что в его философских помыслах их, прежде всего, поражали дерзновенные идеи духовно-нравственного переустройства глобальных общественных отношений, устремленные в космическое будущее человечества. Именно они воспламенили творческий гений молодого К.Э. Циолковского, неоднократно подчеркивавшего, что в залах Румянцевской библиотеки под влиянием завораживающих своей фантастической смелостью бесед с Н.Ф. Федоровым вызревали его новаторские замыслы будущих комических полетов. Благодаря этой плодотворной творческой преемственности, рязанская земля для России стала подлинной колыбелью космической науки.
Жизнь Н.Ф. Федорова оборвалась в декабре 1903 года, после чего преданные философу ученики, проведя многолетнюю напряженную работу по систематизации его рукописей и статей, опубликовали 4-томное сочинение под названием «Философия общего дела». Теоретической основой этого труда явилась дерзновенная по смелости замысла философская концепция преодоления феномена смерти как главного неизбежного зла для всего человечества. Эту извечно насущную проблему он стремился решить с помощью науки. В отличие от ограниченных временем земных условий бытия вечное торжество жизненных начал Н.Ф. Федоров усмотрел в бесконечности Вселенной.
Но для того, чтобы бессмертие воплотилось, пусть и в очень далеком будущем, в реальность, по убеждению мыслителя, первоначально следует общими усилиями всех народов Земли начать перестройку общечеловеческих отношений на гуманистических началах. Ценностным ориентиром такой перестройки должен стать сформулированный Н.Ф. Федоровым глобальный моральный принцип супраморализма (от лат. supremus – высший). Мыслитель воспринимал его как высший идеал общечеловеческой нравственности, позволяющий преодолеть исторически сложившуюся социальную разобщенность людей.
Многие века эта сокровенная идея на уровне иррациональной веры постоянно культивировалась различными религиями, но впервые в философии Н.Ф. Федорова она ставится на рационально научную основу. Неудивительно, что представители геронтологии считают, что Н.Ф. Федоров в своих смелых научных замыслах на многие десятилетия предвосхитил многие актуальные идеи современной теории долгожительства. Мыслитель считал, что бесконечные миры Вселенной следует воспринимать не только в их физической сущности, но и как бесконечные «оазисы духа», способные в будущем стать общечеловеческим космическим домом.
Этой всеобщей цели, по его мнению, должна соответствовать высокая нравственная устремленность людей к преодолению межнациональных распрей, агрессивных войн и международных конфликтов. Для этого воспитание в семье и в школе должно быть подчинено позитивным целям формирования социально активной личности, способной к творческому преобразованию общественной жизни. «В настоящее время, – писал Н.Ф. Федоров, – дело заключается в том, чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица совместной жизни».
В его философии «Общего дела» были сформулированы духовные и научные ориентиры для общечеловеческого всемирного развития, исторический вектор которого, устремленный в Космос, должен способствовать объединению всех народов, представителей всех национальных культур для повышения духовного «совершеннолетия» жителей Земли. «Общее дело» победы над смертью, феномен которой Н.Ф. Федоров определял как сугубо планетарное явление, может быть успешным только при условии объединения науки, религии и этики в единое общечеловеческое мировоззрение, способное в будущем восстановить утерянное единство человеческого рода для окончательной победы добра над злом, добродетели над корыстолюбием, сострадания над эгоизмом.
Главную проблему товарно-денежной цивилизации, в которой вынуждены жить все наши современники, Н.Ф. Федоров усматривал в бездуховной ущербности культа ее потребительской культуры, в тотальном фетишизме вещей над внутренней свободой личности.
Эти великие гуманистические устремления были сформулированы выдающимся русским мыслителем Н.Ф. Федоровым более века тому назад, но их значимость для судеб нынешнего человечества лишь усилилась. Многие его философские идеи напрямую ориентируют на преодоление национально-культурной разобщенности стран и народов, порождающей оголтелый национализм и даже братоубийственные вооруженные конфликты, подобные тем, что происходят сейчас на Украине. В силу этой значимости имя нашего великого земляка философа Н.Ф. Федорова навсегда вписано не только в отечественную, но и в мировую культуру. Остается надеяться, что благодарная память об этом выдающемся гуманисте и космическом мечтателе найдет свое достойное отражение в достопримечательных местах нашей древней Рязани.
Рудольф Подоль