07:11 МСК
Вторник
18 / 02 / 2025
1541

Земля должна работать

Какими мерами можно стимулировать вовлечение неиспользуемых сельхозугодий в оборот?

Губернатором Рязанской области О.И. Ковалевым поставлена перед региональными и муниципальными органами власти задача активизировать вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельхозземель. Для решения ее задействованы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Какова тут роль налоговиков? Об этом корреспондент «Рязанских ведомостей» беседует с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области Вячеславом Морозовым и его заместителем Алексеем Лащеновым.

Р.В. – Что могут сделать налоговые органы для повышения эффективности землепользования?

В.М. – Основная функция налоговиков – осуществлять эффективный контроль за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в бюджетную систему. В этой связи нашими инспекциями, кроме всего прочего, контролируется правильность применения организациями и индивидуальными предпринимателями ставок земельного налога в отношении предназначенных для сельхозпроизводства сельхозугодий и земель сельхозиспользования в населённых пунктах.

Напомню, законодательством предусмотрено налогообложение по «льготной» пониженной ставке, не превышающей 0,3% от кадастровой стоимости, лишь тех земель, которые в течение налогового периода фактически используются для сельхозпроизводства в соответствии с их целевым назначением. В случае же неиспользования для сельхозпроизводства таких земель должна применяться повышенная налоговая ставка, установленная для «прочих» земельных участков в размере не более 1,5% кадастровой стоимости.

Признаки неиспользования земель для ведения сельскохозяйственного производства установлены постановлением Правительства Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: непроведение на пашне работ по возделыванию сельхозкультур и обработке почвы; тот факт, что на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; то обстоятельство, что залесенность или закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка и т.п.

Важно отметить, что выявление указанных признаков проводится налоговыми органами совместно с органами государственного земельного надзора (Росреестр и Россельхознадзор) и муниципального земельного контроля (соответствующие отделы, управления, службы в составе администраций муниципальных образований).

В случае выявления нарушений земельного законодательства, влекущих применение повышенной ставки налога за неиспользуемые по целевому назначению сельхозземли, перечисленные органы информируют об этом налоговиков, а применение повышенной ставки осуществляется вплоть до устранения правонарушения. Другими словами, ее начисляют вплоть до вовлечения неиспользуемых угодий в сельхозоборот.

Отмечу, что налогоплательщикам – организациям и индивидуальным предпринимателям, владеющим сельхозземлями и допускающим такие нарушения земельного законодательства, не стоит дожидаться назначения в отношении них ещё и налоговых проверок, а целесообразно самостоятельно представить в наши органы корректный расчёт земельного налога по повышенной ставке для периода неиспользования земель по целевому назначению.

Р.В. – Насколько результативен информационный обмен между налоговиками и органами, контролирующими соблюдение земельного законодательства?

А.Л. – Для организации информационного обмена и подтверждения использования или неиспользования сельхозземель по целевому назначению Управлением ФНС в первом квартале текущего года заключены соглашения с территориальными управлениями Росреестра и Россельхознадзора, а межрайонными налоговыми инспекциями – с органами муниципального земельного контроля. В рамках соглашений мы периодически получаем копии постановлений о назначении административных наказаний за правонарушения организаций и физических лиц (включая глав КФХ и владельцев земельных долей), выразившиеся в неиспользовании сельхозземель по целевому назначению.

Так, из органов Россельхознадзора и Росреестра в I полугодии было получено более 170 сведений. На основании указанной информации по «повышенной» ставке 1,5% налоговыми инспекциями доначислено 6,1 миллиона рублей земельного налога. Из органов муниципального земельного контроля получены сведения в отношении 64 земельных участков, по которым дополнительно начислено земельного налога 345,6 тысячи рублей.

Выявлены случаи, когда на земельных участках, предназначенных для сельхозпроизводства, длительное время организованы свалки строительного мусора, промышленных и бытовых отходов или прорастает древесная растительность. Например, в Пителинском районе на 10 участках площадью 2347 га, принадлежащих сельхозорганизации, установлено, что вместо сельхозпроизводства произрастает многолетняя сорная растительность. В другом районе в отношении находящихся в собственности физического лица 27 земельных участков, предназначенных для сельхозпроизводства и неиспользуемых по назначению, по информации органов госземнадзора земельный налог за 2013 год начислен в размере 354,3 тыс. рублей по ставке 1,5%. Также для повышения результативности планирования контрольных проверок в отношении такой категории земель мы передали в органы госземнадзора перечни крупных земельных участков, в отношении которых предоставлены налоговые расчёты с признаками некорректной информации об использовании всех земель по целевому назначению.

Р.В. – Когда прекращается начисление земельного налога по повышенной ставке и как рассчитывается налог, если выявлены случаи неиспользования части земельного участка?

А.Л. – В рамках вышеотмеченных соглашений о взаимодействии с органами Госземнадзора мы получаем информацию о вынесении решения, подтверждающего устранение соответствующего правонарушения – например, копию акта внеплановой проверки, в котором подтверждается данное обстоятельство, а также фиксируется факт готовности участка к использованию по целевому назначению, отмечается отсутствие строительного мусора, проведение работ по рекультивации земель и т.п.

Как вы правильно отметили, случаи неиспользования земель могут касаться как всей площади земельного участка, так и его части (процента площади, территории и т.п.). Однако напомню, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок, а не только его отдельные части. Кроме того, земельный налог рассчитывается исходя их кадастровой стоимости всего земельного участка, а не его части. Поэтому, на наш взгляд, доначисление налога в указанном вами случае возможно за весь участок.

Рассматриваемой теме налоговиками Рязанской области и впредь будет уделяться особое внимание.

Подготовил
Юрий Петров

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 132 (4680) от 22 июля 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
В интересах города
Рязанские ТОС обменялись опытом работы с другими регионами
О сути и риторике
Галина Зайцева
Читайте в этом номере: