Совместная экспедиция Института археологии РАН и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника в этом году исследует ту часть Северного городища, где прошлым летом был найден уникальный, семнадцатый по счету, клад. Он, по всей вероятности, принадлежал ювелиру, поскольку вместе с серебряными украшениями было найдено несколько матриц – бронзовых форм для их изготовления. В этом году ученые сделали находки, которые пролили свет на жизнь древнерусского мастера. Раскопана часть усадьбы ювелира, найдено много новых специальных инструментов – матрицы для изготовления деталей колтов, рясен, бус, других древних украшений. Теперь можно с большой долей уверенности говорить: изделия, найденные на городище, делались именно в Старой Рязани.
– Мы нашли даже несколько матриц, которые еще не закончены. Бронзовую вещь отливали, но после отливки на ней оставались всякие заусенцы, которые надо было еще обработать напильником. Получается, что матрицы тоже делались здесь, то есть на Старой Рязани был полный цикл ювелирного производства, – рассказал начальник экспедиции, научный сотрудник Института археологии РАН, кандидат исторических наук Игорь Стрикалов.
Раскопы этого года поставили перед археологами и ряд загадок. На том месте, где в усадьбе ювелира был погреб, опустившись чуть ниже, ученые неожиданно обнаружили погребения – здесь было кладбище.
– По времени оно явно не раньше середины XII века и не позднее начала XIII века. Получается, что часть усадьбы ювелира располагалась на старом кладбище, которое было еще достаточно свежо в памяти. Как объяснить эту ситуацию, мы пока не знаем, – говорит начальник экспедиции.
Много в этом году и более обычных находок. Это ключи от замков, стеклянные браслеты, крестики, наконечники стрел, гребни, прочие бытовые вещи. Нашли не до конца отлитые бронзовые пуговицы, – по всей видимости, по соседству с ювелиром жил и работал мастер-бронзолитейщик. На этом участке археологи уже дошли до материка – нетронутой породы, сняв весь культурный слой. Теперь они, углубляясь в грунт, изучают местоположение погребов, столбов, построек на древних усадьбах. В итоге исследований должна получиться стройная картина: когда и какие постройки сменяли друг друга на средневековой улице.
Еще один раскоп сделан на территории городского посада, то есть части города, находившейся за оборонительными сооружениями. Сегодня это жилая территория села. На одном из участков хозяева собрались ставить дом, и археологам до начала строительства надо успеть исследовать площадку.
– Один из раскопов на посаде был завершен в прошлом году, и он дал очень интересный материал по XI веку. Сейчас мы разбиваем аналогичный раскоп на месте будущего котлована. Здесь ничего не пропадет для науки, – надеется Игорь Стрикалов.
Общая площадь раскопов этого года порядка 350 квадратных метров. Экспедиция, стартовавшая 20 июня, продлится до 20-х чисел августа. Состав – от 30 до 40 человек. В основном это студенты-историки Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и нескольких московских вузов, приезжающие на учебную практику, а также представители волонтерских общественных организаций. Так, через социальные сети контакт с экспедицией наладило Санкт-петербургское отделение общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» – в этом году от него приехало двенадцать студентов. В августе на Старой Рязани ожидают скаутов из г. Егорьевска Московской области. На протяжении сезона здесь побывала и молодежь из Тверской, Нижегородской, ряда других областей.