местность оприродена
на горбу синица
тяжело же родина
по тебе катиться
А. Колчев
За две с небольшим недели до смерти,во время фестиваля верлибра в Санкт-Петербурге, поэт Алексей Колчев написал стихи, где были такие строчки:«я залезу в сосновый ящик.............там темно».
Что это было? Гениальное предвидение, вроде рубцовского «Я умру в крещенские морозы»? Или констатация факта, что поэт плохо себя чувствовал и задумывался о мрачном будущем? Ведь с 11 лет он болел сахарным диабетом. Болезнь потянула за собой почечную недостаточность. Всю жизнь он зависел от врачей и, по словам близких, не любил и по мере сил сторонился больниц. Как предчувствовал: смерть пришла за ним в больницу. 16 мая 2014 года в 7.35 утра Алексей Колчев скончался в реанимации.
Алексей Колчев – поэт, культуртрегер, уникальный для Рязани автор: у него в течение года вышли три книги стихов за счёт издательств.
О двух книгах Алексея – «Частный случай» и «Несовершенный вид» – «РВ» писали в статье «Поэт хочет играть в скорую помощь» (номер от 25.10.2013 г.). В конце 2013 года явился на свет и третий сборник – «Лубок к Родине». Не исключено, что выйдет посмертное издание стихов поэта. Алексея Колчева знали, ценили и по-человечески любили представители литературных кругов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Самары и других городов. Эти круги на смерть поэта откликнулись проектом, который может сделать Рязань одной из литературных столиц России (негласный статус городов, где проводятся крупные литературные фестивали).
9 – 10 августа 2014 года в Рязани состоится первый межрегиональный поэтический фестиваль памяти Алексея Колчева, приуроченный ко дню его рождения. Литераторы со всей России явили поразительное единодушие и поддерживают гражданскую жену Алексея Колчева Ольгу Самохвалову, главного координатора предстоящего события.
Идея впервые была высказана культуртрегером из Санкт-Петербурга Дарьей Суховей, сотрудником музея-квартиры Михаила Зощенко, на следующий день после похорон Алексея. Идею подхватили друзья и близкие поэта. Так, Дмитрий Макаров (Рязань) помог Ольге Самохваловой договориться с Рязанской областной научной библиотекой им. Горького о том, что фестиваль пройдёт в конференц-залах библиотеки. В большом конференц-зале состоятся поэтические чтения, в малом – «круглые столы».
Из Москвы на фестиваль приедут Мария Галина, Аркадий Штыпель, Данила Давыдов, Дмитрий Данилов, Ксения Чарыева, Геннадий Каневский, Татьяна Риздвенко, Алёша Прокопьев, Александр Макаров–Кротков, Андрей Черкасов, Олег Пащенко, Кирилл Корчагин и другие, из Санкт-Петербурга – Дарья Суховей, Алексей Кияница, Александр Пылькин, Ася Энгеле и другие, из Нижнего Новгорода – Евгений Прощин, Артём Филатов, Евгения Суслова и другие, из Самары – Виталий Лехциер, издатель последней книги стихов Алексея Колчева, из Вологды – Мария Маркова, «Писатель года» в 2010 году по версии журнала «Рандеву».
Этот список далеко не полон, он может разрастись, но имена в нём значимые. Кроме того, запланированы заочные «выступления» – демонстрация видеозаписей чтения поэтами своих стихов или чтения стихов отсутствующих авторов. С учётом поэтов, участвующих в заочной форме, фестиваль окажется международным: свои тексты представят такие величины, как Алексей Цветков (один из самых крупных поэтов русского зарубежья, живущий в Нью-Йорке), Елена Глазова (Рига), Борис Херсонский (Одесса), Наталия Черных, Михаил Айзенберг, Герман Лукомников (Москва), Владимир Навроцкий (Пенза). Из Рязани в фестивале примут участие Сергей Свиридов, Юлия Грекова, Михаил Лёнюшкин, Ольга Мельник, Кристина Азарскова, Игорь Витренко.
Откликнулся также поэт, редактор поэтического журнала «Воздух» Дмитрий Кузьмин (Москва). В составе фестиваля он будет не только выступающим, но и модератором трёх «круглых столов» по современной поэзии, которые пройдут в большом конференц-зале РОУНБ им. Горького. Примерный круг тем: поэтическая регионалистика, лирическое и социальное в современной русской поэзии, просодия (учение об ударении), ритмика и мелодика в поэзии. Ритмика, мелодика – слова «не чужие» Алексею Колчеву: он работал в музыкальной группе «Majdanek Waltz» (культовой для жанра дарк-фолк), где, не будучи музыкантом и исполнителем песен, отвечал за организационную часть и подбор текстов. Алексей сотрудничал также с авторами музыкальных проектов «Ganzer» и «KolpakopF». По мнению поэта и меломана Геннадия Каневского, Алексей стоял у истоков российской альт-электронной и дарк-фолковой сцены, один из центров которой, благодаря его усилиям, находится в Рязани. Также он был одним из организаторов музыкального фестиваля «Сумеречная зона» в Рязани.
Пока фестиваль готовится на голом энтузиазме его организаторов и участников. Но все они уверены в одном: эта акция не может быть разовой, фестиваль памяти Алексея Колчева стоит проводить и в дальнейшем. Есть в планах открытие действующего сайта фестиваля, где, помимо стихов и видео Алексея, будут размещаться разные материалы ради живого литературного процесса. А также издание сборника по итогам фестиваля.
Имя фестивалю предложила поэтесса Юлия Грекова: «Лубок к Родине». Это не только название одной из книг Алексея Колчева, но и суть его отношений с окружающим миром.
Как получилось, что поэт из Рязани стал известен всей литературной России? У Алексея Колчева биография, типичная для поэта – насколько можно говорить о «стереотипах» в таком случае. Он родился в семье, где глубоко чтили Книгу, его с младенчества окружала книжная культура. Говорят, в детстве Алексей читал всегда и везде, даже по улице ходил с раскрытой книгой. Он прочувствовал всю мировую поэзию. Особой его любовью пользовались «барачные поэты», представители Лианозовской школы, жившие и творившие в 60-х годах ХХ века на рабочих окраинах Москвы. Одной из самых ярких фигур Лианозовской школы был Генрих Сапгир. На вечере памяти в Москве Дарья Суховей уподобила Алексея «Сапгиру современности», заполнившему пустоту, образовавшуюся после ухода поэта. Поэтическими ориентирами для него служили и ОБЭРИУты, особенно Введенский, а также Николай Олейников.
В 17 лет он написал свои первые стихи. Поступил на литфак Рязанского пединститута, а позднее – на филфак МГУ, где не доучился, поняв, что ничего нового там не узнает. В 25 лет он пережил крутой «поворот» в своём творчестве: сжёг всё написанное и начал писать совсем иначе. Ольга Самохвалова свидетельствует: Алексей боялся, что у кого-то из друзей сохранились его ранние стихи, не хотел, чтобы их читали. Даже если они и сохранились, то не «выплыли».
Алексей Колчев много публиковался: в антологиях «Нестоличная литература», «Лучшие стихи», альманахах разных городов «Бредень», «Чёрным по белому», «Узнай поэта», «Белый ворон», «Василиск», журналах «Дети Ра», «Воздух», «Волга», «Homo Legens», «Транслит». Стал лауреатом конкурса имени Владимира Бурича, поэта и теоретика верлибра, в 2000 году в номинации «Поэзия», был «лонг-листёром» премии «Различие» в 2013 году. Несмотря на скверное здоровье, являлся постоянным участником поэтических фестивалей «Авант» (который организаторы без него не представляли!), «ГолосА» (Чебоксары), «Стрелка» (Нижний Новгород), Фестиваля свободного стиха. Как на это всё его хватало?
– Он просто человек очень стойкий и сильный, – сказала о нём Ольга Самохвалова в настоящем времени.