– Владимир Валентинович, что вы ожидаете от нынешней приёмной кампании?
– На протяжении пяти лет количество поданных заявлений остаётся приблизительно одинаковым – в районе четырехсот-четырёхсот тридцати. По различным направлениям, специализациям картина довольно пёстрая. Наибольший приток абитуриентов – на рекламу, дизайн, психологию и педагогику. Достаточно приличный конкурс на народное художественное творчество – любительский театр, хореография…
Нет специальности, которая была бы постоянно в центре внимания абитуриентов. У каждой есть жизненный цикл: она зарождается, выходит на рынок потребностей, достигает апогея, а потом интерес к ней падает. Мне жаль, что снижается интерес к профессии музыканта. Но такой дефицит испытывают и другие вузы, в том числе московские. По-видимому, причина в том, что музыкант слишком долго формируется как специалист, на это уходит порядка пятнадцати лет, а на выходе человека с дипломом о высшем образовании ждёт зарплата в 4-5 тысяч рублей.
– Число выпускников школ сокращается, как будете привлекать абитуриентов?
– У нас в среднем только пятнадцать процентов выпускников средних школ (правда, в последние два года чуть выше). В основном наши абитуриенты – взрослые люди, которые окончили школу несколько лет назад. Это специалисты, которые работают в различных учреждениях культуры, занимают должности, связанные с профилем нашего вуза, и хотят развиваться в этом направлении.
– Как отразилось на вашем вузе введение ЕГЭ?
– У нас нет сложностей. На очное обучение мы принимаем всех желающих абитуриентов, сдавших ЕГЭ. Очное обучению дизайну началось у нас в 2007 году, а в 2010 году мы планируем еще две специальности с такой же формой обучения. Это «Психология и педагогика» и «Декоративно-прикладное искусство». Согласно правилам приёма заочники проходят тестирование по дисциплинам экзаменов (тесты вступительных экзаменов распространяются централизованно). Абитуриенты, окончившие школу до 2009 года, не смогли бы выдержать ЕГЭ – у них нет такой психологической мотивации. К тому же у нас сдают творческие экзамены по многим специальностям искусства и культуры.
– Сокращается или увеличивается количество бюджетных мест?
– В прошлом году мы приняли 114 человек на бюджетные места, около ста человек взяли сверх плана. В 2005 году у нас было 251 бюджетное место, в 2006 году –134, в 2007 – 98, в 2008 – 102. Думаю, причина такого сокращения – в неоднозначном отношении к заочной форме обучения. Например, в 2010 году была даже инициатива об её полной отмене.
А мы тридцать лет работам с заочниками и рассматриваем их как наиболее эффективных специалистов. Они сочетают практическую деятельность с теоретическими знаниями. Изменения внешней среды настолько динамичны, что знания, данные на первых курсах, за время учёбы устаревают. А заочник видит всё, что есть в жизни, активно получает информацию и готов применить новые знания на практике незамедлительно. Есть творческие специальности, где человек развивается постоянно, и каждую минуту указания мэтра ему не нужны. Конечно, я говорю о тех студентах, которые стремятся стать лидерами, классными специалистами.
– Как идёт подготовка кадров для села?
– Только треть наших студентов – жители областных центров, а две трети – из посёлков, деревень, районных центров. В этом смысле – мы народный вуз.
– Как обстоят дела с целевым набором?
– У нас всегда были целевые места, с момента образования института. И в этом году состоятся целевой бюджетный приём и контрактный набор (с теми организациями, которые хотят направить к нам студентов на договорной основе). Под эти цели мы выделяем до двадцати процентов бюджетных мест по некоторым специальностям. Сейчас есть уже заявки из нескольких регионов, в том числе из Рязанской, Ульяновской, Липецкой областей.
Сейчас меняется характер заявок. Если раньше пользовались спросом только библиотечная, социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, то теперь просят целевые места на управление предприятием, на рекламу. Появилась потребность в такого рода специалистах. Как жить районному муниципальному образованию, если там нет грамотного экономиста, знающего сферу культуры? Как жить крупному театру, если у него нет специалиста по рекламе?
У нас по некоторым специальностям (на бюджетное обучение) конкурс – по пять-семь человек на место. Плановые места мы закроем точно, потому что уже сейчас целевых заявок мы получили больше, чем на весь бюджетный план прошлого года. Психология уже меняется, есть люди, которые нацелены на платное обучение. Но где и чему учиться – выбор каждого.