20:43 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1753

Константин Кравцов: «Написание стихотворения – это тоже молитва»

В современной российской поэзии существует несколько авторов особого свойства. Это действующие священники Русской православной церкви, пишущие стихи. Среди них – отец Сергий Круглов, отец Стефан Красовицкий, отец Константин Кравцов, автор книги стихотворений «На север от скифов» (вышла в издательстве «Воймега», специализирующемся на издании качественной поэзии со всей России).

От священников обычно ждут духовно-просветительской лирики, в популярной форме доводящей до читателей религиозные постулаты – таковы, например, псалмы иеромонаха Романа. Их предназначение скорее не литературное, а воспитательное. Однако Константин Кравцов изъясняется совершенно иначе. Им написано уже пять книг стихов (включая «На север от скифов»), и о поэтике отца Константина сегодня ведутся серьезные литературоведческие исследования.

Автор предисловия к книге «На север от скифов» поэт и главный редактор культурного портала Openspace.ru Мария Степанова пишет: «Говоря о поэзии, написанной священником (в тех немногих случаях, когда такой разговор возможен), приходится сделать несколько оговорок и больше к этому не возвращаться. Два эти ремесла, кажется, должны сильно мешать друг другу. Сосуществование священника и поэта (один отчетливо говорит свое «да», другой только и умеет, что отвечать вопросом на любой ответ) – само по себе проблема или задача; в случае Константина Кравцова, однако, ее можно считать решенной. Священника здесь, кажется, вовсе не видно – однако смысловое поле этих стихов идет в рост лишь в присутствии Нового Завета». По мнению Марии Степановой, поэзия Кравцова – «образцовый символистский текст, не желающий быть только текстом».

Но сам отец Константин не согласен с тем, что поэзия и служение Богу должны «мешать» друг другу. В одном из своих интервью (в данную книгу оно не вошло, но легко находится в Интернете) он отвечает на вопрос: «Откуда берется противоречие между творчеством и служением Богу?»: «В каком-то смысле написание стихотворения или картины, иконы – это тоже молитва, потому что это тоже поиск богообщения, направленность к Богу». Он воспринимает поэзию как один из видов служения. В этом служении поэту важно, по его словам, «постижение каких-то скрытых от неверующего человека механизмов мировой истории, всех процессов, какие в ней происходят, в социологии, в культуре, в политике». То есть в первую очередь собственное «прозрение», и лишь потом – просвещение других.

Кравцов посвятил два стихотворения собратьям по служению и поэзии:

Священник-поэт

О. Сергию Круглову

Узкий путь и другой,

Тоже узкий,

И один из них входит в другой

Как меч в ножны,

Как меч обоюдоострый,

Исходящий из уст

Сидящего на Престоле –

Пророка, Царя, Иерея вовек

По чину Мельхиседекову.


Станислав Красовицкий, он же – отец Стефан

На столе блюдо с рыбой, вероятно, карп,

Мансарда с окнами на Радонежские леса,

Все дальше на север,

и вот уже соловецкое солнце

Горит над Секиркой – не лампа,

Вот уже морестранник воздвиг кельтский крест

Над святилищем Аполлона Гиперборейского,

И линия Маннергейма свет отделяет от тьмы –

Свет, трогающий все вокруг тебя

Как будто кровью рыбы золотой, сказал Айги,

Сказал: так прячут, может быть,

за вьюшкою алмазы,

Как был ты нежен в ветхих рукавах,

И эта улыбка попа-передвижки,

Хранителя сокровищ Нибелунгов, улыбка скальда,

Теперь – аскета (ты всегда в пограничной зоне),

Вкупе с обещанием пропуска к твоим озерам –

Дар драгоценнейший для сотрапезника.

Стихи Константина Кравцова, на первый взгляд, – для людей начитанных, образованных.

Символизм автора состоит в том, что он как будто не договаривает фразы, не произносит до конца мысли, и даже стихам оставляет открытые финалы:


Наполняется вновь облаками, архитектурными их превращеньями

Музыка, брат, только музыка, музыка и мерзлота –

(«На длинных волнах»)

Но вообще-то недосказанность, точнее, отсутствие прямого высказывания – это обращение к уму и душе читателя, которого надо не «вразумить» готовой истиной, а пробудить к собственному размышлению, постижению мира. Для такого процесса не важен интеллектуальный ценз. Это «фирменный» прием Константина Кравцова как поэта. В его стихах сменяют друг друга, точно в клипах, картинки. Так, стихотворение «На длинных волнах» начинается со «знакомства» читателя с ефрейтором Игорем Авериным, «ценителем Северного Возрождения и Сальвадора Дали», и через святого Антония, детей Авраама, Дао Любви возвращается к армейским будням, а дальше возносится на «шарах Монгольфье» к «музыке и мерзлоте». Такая манера кажется «мудреной», но она, скорее, филигранна. Она впечатляет сбалансированностью информации и интонации, всегда взвешенной, если не отстраненной. По такому же принципу, как «На длинных волнах», построены почти все стихотворения-«панорамы» в книге «На север от скифов»: «Вечеринка на Ретро FM», «Гора Кармель», «Телезритель», «Делирий», «Инициация» и собственно «На север от скифов».

«На север от скифов» – стихотворение, рисующее нашу родину, но не такую, какой мы ее видим, даже не такую, какой преображает ее поэтическое воображение Константина Кравцова…

…К слову, его «бытописательство» не идеализирует и не обожествляет российский пейзаж – как географический, так и социальный, и ментальный, ярким свидетельством чего является четверостишие «Отечество»:

Вышка, звезда рождества,

Что Пастернак разглядел,

И экскаватор у рва,

Мост, провалившийся в мел, –

а какой она представлялась «отцу истории» Геродоту – ведь «на север от скифов», как всем известно, лежит Русь, по Геродоту – Гиперборея:


…Писал Геродот: там, в полуночных землях на север от скифов,

Бредут исполинские перья, нельзя ничего разглядеть,

Ибо перья там зренью мешают: бредут и бредут, и проникнуть туда невозможно –

Туманы имел он в виду или непроходимые, слоем за слой

Застилающие кругозор облака?

Константин Кравцов не знает. Но образ перьев разовьется в целую систему образов: «остроносые нарты – белых пустынь корабли», «живописец по имени Лес», Лебединое братство, Медвежий праздник, Зубов с Орловым – два белых медведя, которые, слезши с нарт, «трутся спиной о земную алмазную ось» – и все эти метафоры создадут в своем слиянии впечатление величия, холода и неуюта. Да, таково Отечество в поэтическом мире Константина Кравцова. Потому что Кравцов предпочитает любить его не вымышленным, не идеальным, а «списанным с натуры». Это, на его взгляд, и есть настоящая любовь. В одном из эссе (Константин Кравцов не только поэт, но и публицист) он призывал жить «реальностью такой, какова она есть», причем в поэзии – тоже.

Детский праздник и его икона

Стало плотью и словом о плоти,

О воробьях, например, или рыбах всякого рода,

Смоковнице или драхме, о том и о сем –

Плотью от плоти, словесной тканью,

Лучшим ее порядком, не уступающим лилиям,

Не говоря уж о ризах – царских там или

Архиерейских, видимых еле во свете

Лимонного кадмия в самое темное время года –

Время заносов, снега на борщевике вдоль дороги,

Скользких ступеней, уверенно попранных

Легкой стопой, маленьким сапожком.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 140 (4688) от 01 августа 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Новые находки Старой Рязани
Прошлогодняя история с кладом получила продолжение в новом археологическом сезоне
Татьяна Железнова
Книжные новинки
Елена Сафронова
Читайте в этом номере: