Помню, как в детстве мы с подружками ходили на рыбалку на маленький прудик возле школы. Но так как он был больше похож на болото, то и водились там одни ротаны (головешки). А так как эта рыба достаточно прожорливая, то клевала она абсолютно на все, даже на пустой крючок и зеленый листик. Вот и таскали мы их, таких доверчивых, домой ведрами. Для кошек.
Недавно я услышала фразу: «Повелся, как ротан». Действительно, почему люди так часто верят в то, что заведомо не имеет какого-либо фактического обоснования?
Мы верим в инопланетян, в астрологию и гороскопы, в существование снежного человека и Лохнесского чудовища, в дома с призраками и в медиумов, которые могут выйти с ними на связь, в «закон кармы» (что посеешь, то и пожнешь). Мы постоянно говорим о женской интуиции, о предчувствиях, о силе мысли. Кроме того, большинство из нас верит в какую-либо ветвь религии и в «руку Бога». Нам показывают кучу всяких телепередач о необъяснимом волшебстве и невероятных чудесах, которые мы смотрим, открыв рот. Есть такая шутка: «Главная проблема цитат в Интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность. В.И. Ленин». Американские ученые выяснили, что люди склонны верить всему, что публикуется во Всемирной паутине. Уж сколько «уток» было выброшено в новостные ленты 1 апреля. Например, многие поверили Первому каналу, что скоро по Москве будут ездить трамваи без вагоновожатого, самоуправляемые. А новость о том, что на одну из стран упадет метеорит, перепостили многие СМИ. Причем чем меньше населенный пункт, тем больше верят средствам массовой информации. Помнится, в одной из районных газет 1 апреля прошла шуточная информация об изъятой крупной партии контрабандного алкоголя, который якобы в виде гуманитарной помощи будет роздан населению. Так в той редакции к вечеру оборвали телефон с просьбой сказать адреса пунктов выдачи гумпомощи.
Другое дело, что существуют СМИ, правдивость информации которых всем известна. В Интернете же с этим сложнее, тут проще обмануть доверчивых обывателей. Ученые считают, что людей надо обучать, чтобы они могли фильтровать информацию, но как именно это сделать, не сообщается. Поэтому марафон доверия всем и вся продолжается.
Мы верим в чудодейственную силу косметики за 50 рублей, в возможность похудеть за две недели к лету и стать супермоделью, ведемся на комплименты на сайтах знакомств и верим в вечную любовь до гроба. Почему же мы так доверчивы?
Возможно, людям просто хочется верить в сказки, в свои сверхвозможности посредством чуда. Для обычных людей, которые не могут похвастаться большими достижениями, сказка становится своего рода отдушиной. Ведь именно неудовлетворенность собой зачастую мешает нам забыть о выдуманных кем-то новостях и жить реальной жизнью. Для того чтобы перестать верить в иллюзии, стоит реально оценить свою жизнь и себя. Сказки, конечно, в жизни случаются. Но только благодаря нашим усилиям и движению вперед.
Парадоксально, что в современном обществе люди могут верить самому откровенному бреду, сказанному публично, но все реже мы стали доверять друг другу в личном общении. Сейчас тяжело взять в многоквартирном доме у соседей лишний табурет на вечер. Пойти купаться на пляже, оставив вещи для присмотра незнакомым людям. Взять напрокат велосипед. Просто люди всегда думают о риске, связанном с этим доверием. И, наверное, так будет до тех пор, пока добро и честность не возведут в приоритетные ценности, пока они не станут обычным делом.
Но все же хочется, чтобы люди не превращались в роботов, оценивающих все по единой заданной системе. И как писал Александр Галич:
…И пускай это время в нас ввинчено штопором,
Пусть мы сами почти до предела заверчены.
Но оставьте, пожалуйста, бдительность «операм»!
Я люблю вас, люди! Будьте доверчивы!