Поводом для недавней встречи с ней стало приятное известие о том, что она в числе семи рязанских учителей претендует на победу в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование».
Напомним, что, начиная с 2010 года, 1000 российских учителей ежегодно будут получать по 200 тысяч рублей за высокие, получившие общественное признание достижения в педагогической деятельности. Премии будут выплачиваться в День учителя по результатам конкурса.
В копилке победных результатов этого учителя, прежде всего, – достижения его учеников. В их числе – немало выпускников знаменитого Московского «Физтеха», тех, кто защитился, и тех, кто пока студент.
В январе этого года на адрес Людмилы Петровны пришло вот такое Благодарственное письмо: «Благодарим Вас за отличную учебную подготовку по физике и астрономии студента ГУ МФТИ 2 курса факультета «Инноваций и высоких технологий» Башкова Александра Сергеевича.
Спасибо, что Вы всеми силами стремитесь дать знания ученикам, которые со временем станут гордостью России и мира». И подпись: декан ФИВТ ГУ МФТИ В.Е. Кривцов.
По словам Людмилы Петровны, большинство ее учеников – люди состоявшиеся в жизни, какое бы дело ни выбрали.
– Каков рецепт вашего педагогического успеха? – Мой вопрос прозвучал, конечно, стандартно, но не спросить я не могла.
– А никакого секрета нет, просто мне с физикой интересно,– отвечает она с улыбкой. – Я стараюсь сделать тему понятной для каждого ребенка на уроке. Чтобы дети не заучивали определения и формулы наизусть, как стихотворения, а понимали суть физических явлений и процессов. Физика – это ведь не формулы и задачи. Физика – это язык, которым человек описывает окружающий мир. И потому физика самым тесным образом связана с искусством, духовными категориями, философией – как способ познать мир. Помните, из «Фауста» Гете?
...у природы крепкие затворы.
То, что она желает скрыть в тени
Таинственного своего покрова,
Не выманить винтами шестерни,
Ни силами орудья никакого...
Признаюсь, этих строк я не помнила, как и совсем не ожидала такого поворота в разговоре. Между тем Людмила Петровна продолжила:
– Только с таким подходом я и преподаю свой предмет. По-другому просто не представляю.
– А как с решебниками на уроках и в подготовке домашних заданий боретесь? – возвращаю я наш разговор в более привычное для себя русло.
– Во-первых, мы решаем в основном такие задачи, на которые нет решебников. А во-вторых, ребята знают мой принцип: «Списывать можно, срисовывать – нельзя»...
– Это как? – уточняю я по ходу разговора.
– Сразу оговорюсь: речь не о контрольной работе. Я разделяю списывание и срисовывание. Вот когда я в коридоре, бывает, замечаю списывание, но по ходу слышу: «А ты почему так решил?» или «А ведь вот здесь сам неправильно написал...» – знаю: все, «физмат» начался.
Всем ученикам нравится и хочется быть успешными, всегда об этом помню и стараюсь быть объективной в отметках. При этом спокойно принимаю апелляции учеников по оценкам, бывает, и переправляю отметку. Это нормально для учителя, ведь не в отметке дело. Гораздо важнее, чтобы ученики учителю верили и вместе нам было комфортно и на уроках, и после них.
– Вы больше трех десятилетий преподаете один учебный материал, как все эти годы вам удается сделать его интересным, ведь законы-то, например, неизменны? – допытываюсь я у учителя.
– Очень глубокое заблуждение полагать, что из года в год я даю одно и то же. Во-первых, каждый год приходят другие дети, «не повторяется такое никогда», понимаете? Во-вторых, стараюсь интерес к предмету формировать. На занятиях кружка в 5-м классе спрашиваю: «Представьте, что вы сидите в вагоне поезда и едете. Вы двигаетесь?» Начинается обсуждение через разные ответы, а вместе мы приходим к понятию относительности. Но бывает, и дети задают мне такие вопросы, над которыми я раньше не задумывалась, считая тему элементарной.
Сегодня с помощью компьютера я могу на уроках подать материал более интересно и современно – такой простор для творческой фантазии и столько возможностей! Но техника только средство, цель – другая.
Дать знания, объяснить материал доступно и понятно, научить учиться – все это важные, по словам учителя, цели на уроках. Но самое главное, считает Людмила Петровна, чтобы ребенок на каждом уроке сделал хотя бы маленький шажок вперед в своем развитии.
– Это не измеришь никаким инструментом, но обязательно увидишь, как ученик идет вперед, – говорит она.– Все дети, безусловно, разные, но каждый может найти свое в моем предмете. Моя задача – помочь.
Людмила Петровна вспомнила прошлогодний пример, когда на городской научно-практической конференции школьников один из ее учеников подготовил доклад по теме: «Физика и музыка». И ему было интересно, и другим, при том, что он не входит в число сильных по физике учеников.
И в педагогической практике, и в обычной жизни учитель учитывает действие двух законов: третьего закона Ньютона (о том, что сила действия равна силе противодействия) и закон сохранения энергии.
– Я своим ученикам говорю: «Вы выйдете из школы и многое забудете. Хорошо, если будете помнить второй закон Ньютона. Все формулы и определения из головы «уйдут», и это не страшно. А вот понятие об окружающем мире, законах его познаваемости и устройства должно остаться.
Может быть, поэтому много в методике учителя не вполне стандартных приемов. Например, при решении задач каждый может выбрать свой способ: из Рязани в Москву можно ведь и через Владивосток ехать – главное прибыть в нужное место, то есть правильно решить задачу. Учитель не снизит за «долгий путь» решения отметку. «Мало ли что мне кажется рациональным?» – философски замечает Людмила Петровна.
Этот учитель признает за учениками право на «случайную» двойку и приучает их не бояться ошибок, а еще задавать даже самые глупые вопросы. Потому что умения задать правильный вопрос, поставить себе задачу, искать решение и получить знание через опыт, «сын ошибок трудных», помогут не только на уроках физики, но и на уроках, которые каждому в свое время преподносит жизнь.