За этой сухой фразой стоит подчас очень незаметный труд педагогов и учителей. Только представьте: чтобы создать даже небольшую экспозицию, нужно кропотливо проработать множество архивных документов, встретиться с различными людьми, отыскать ценные экспонаты. В больших музеях этим занимаются специальные сотрудники, в школьные – педагоги-энтузиасты, способные увлечь за собой ребят. Работают они за символические деньги, некоторый получают, например, полторы тысячи рублей. А каких результатов добиваются! Музей боевой и трудовой славы школы № 1 города Спас-Клепики, краеведческий музей шиловской школы № 3 и музей боевой славы школы № 7 Рязани – вот те места, где по мнению ветеранов (а именно Всероссийская организация ветеранов и ее рязанское отделение оценивали работу музеев) лучше всего воспитывают юных патриотов.
Чем же конкретно занимаются в этих трех школьных музеях? Оказалось, что в клепиковской школе собирают материалы о тех земляках (их насчитывается порядка тридцати), которые в годы Великой Отечественной в составе 18-й воздушно-десантной бригады освобождали Карелию от фашистов. Тамара Артамонова, бессменный руководитель школьного музея, которому в прошлом году исполнилось 25 лет, рассказала, что они даже побывали а прошлом году на праздновании 65-летия освобождения города Олонца в Карелии.
А в шиловском школьном музее, по словам его руководителя Татьняны Филяковой, постоянно проводятся уроки мужества, мира, предметные занятия. Кроме того, музей помогает собирать местную Книгу памяти. Руководитель рассказала, что однажды в их музее были гости из Англии. Они признались, что у них таких музеев нет, а хотелось бы.
Музей рязанской школы № 7 – это без преувеличения уникальное место. Здесь несколько экспозиций, посвященных не только Великой Отечественной войне, но и военной службе вообще и в частности воздушно-десантным войскам (не даром же десантники являются шефами музея). Среди экспонатов – военные фотографии, альбомы, книги, дневниковые записи. Представлены материалы о выпускниках, учителях школы, родителях учеников-защитников Родины, шефах-десантниках. Руководитель музея Светлана Гарамова постоянно поддерживает связь с нашими десантниками, которые бывают в «горячих точках». А они в свою очередь помогают пополнять экспозиции уникальными экспонатами. Так, два года назад, девятое поколение шефов, выпускники Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени Маргелова, передали в музей полотно сшитое из своих 90 курсантских погон.
***
Сейчас в Рязанской области несколько десятков музеев патриотической направленности. Причем многие из них паспортизированы. Это означает, что в них есть полноценные музейные экспозиции.
– Наш регион выгодно отличает от других то, что почти в каждой школе есть свой музей. Министерство образования, в свою очередь, старается содействовать им, делать так, чтобы они пополнялись. По возможности поддерживаем материально. Но самое главное – создаем такие условия, при которых музеи могут принять участие в выставках, конкурсах, смотрах, соревнованиях. Пусть другие видят, как должна организовываться патриотическая работа, – объяснила министр образования региона Надежда Бушкова на торжественной церемонии награждения победителей конкурса, которая прошла на прошлой неделе.
Как считает министр, школы, в которых созданы музеи, привлекательны не только для участников образовательного процесса. Это своеобразные центра патриотического воспитания со своими праздниками и сложившимися традициями. А предпосылок, по мнению Надежды Бушковой, к созданию школьных музеев в Рязанской области предостаточно.