Недавнее ДТП в центре Рязани, унесшее жизнь девочки, – еще одно подтверждение тому, что нередко молодые водители выезжают после окончания краткосрочных курсов в автошколе на дорогу без должной подготовки.
Они и автомобиль водят неуверенно, и правила дорожного движения не знают, и ответственности им недостает. Остается только удивляться: как они сдают экзамены?
– В 2013 году по вине начинающих водителей в стране произошло свыше 31 тысячи ДТП, в которых погибли 3,5 тысячи человек и еще 44 тысячи получили ранения, – говорит начальник управления надзорной деятельности ГИБДД России Александр Борисов. – По сравнению с 2012 годом аварийность с участием начинающих водителей возросла на 10,6 процента, что говорит о снижении качества преподавания в автошколах.
Такой анализ печальной статистики Александр Борисов привел на всероссийском совещании, прошедшем в Рязани в мае 2014 года. Форум посвящался вопросам безопасности дорожного движения. Большинством собравшихся (а в Рязани присутствовали специалисты из более чем 60 регионов России) было отмечено, что самое слабое звено в этих вопросах – подготовка молодых водителей в автошколах.
– С середины 2011 года произошло резкое увеличение количества автошкол – с 8 до 11,5 тысячи, – отметил председатель ДОСААФ России Сергей Маев. – Низкий уровень цен на обучение, которым ряд частных школ пытается привлечь новых клиентов, свидетельствует о том, что эти школы не выполняют программу обучения в полном объеме, а их преподаватели и инструкторы имеют низкую квалификацию. Цель таких недобросовестных организаций – заработать больше денег при меньших усилиях и затраченных средствах. При этом такие школы с их урезанной программой не могут качественно подготовить специалиста, – заключил свое выступление Сергей Маев.
ДОСААФ России, комитет Госдумы по транспорту, ГИБДД России, ректорат Московского автодорожного института (МАДИ) выступили с несколькими значимыми инициативами, которые были озвучены в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Основы безопасности дорожного движения». Главный лейтмотив насущных решений – необходимость проведения кардинальных преобразований в автошколах России.
Введение новых учебных программ в процесс подготовки водителей – конкретный практический шаг этих мер. Министерство образования и науки РФ подготовило новые программы обучения кандидатов в водители на категорию «В». Расширен учебный курс. Теперь на занятиях слушатель будет изучать психофизиологию, физику автомобиля, влияние транспорта на окружающую среду. В программу обучения входит психологический практикум, основы эффективного общения, курс этических норм для водителей, основы пассажирских и грузовых перевозок. Ученик должен научиться контролировать свое эмоциональное состояние, уметь устранять мелкие технические неисправности.
Ужесточаются требования и к преподавательскому составу. В автошколах больше не смогут работать автомобилисты-любители. Преподавать смогут только лица с высшим образованием. До настоящего времени экзамены в ГИБДД принимали рядовые инспекторы. В 2014 году планируется создать несколько федеральных центров, где будут готовить специалистов по приему экзаменов, а также инструкторов автошкол, обучающих слушателей вождению.
Отличие новых программ прежде всего в том, что в них прописаны жесткие требования к материально-технической базе автошколы: учебным автомобилям, классам и даже учебной площадке. Также впервые в программах прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямую зависит от количества и размеров классов, а также от количества автомобилей.
По мнению участников Всероссийского совещания по безопасности дорожного движения, среди тех, кто отвечает сегодня всем необходимым требованиям, – Рязанская автошкола ДОСААФ. Региональное отделение ДОСААФ возглавляет Михаил Невдах – профессионал высокого класса, бывший начальник Рязанского военного автомобильного училища.
– Рязанская область была выбрана местом проведения конференции не случайно, – говорит председатель ДОСААФ России Сергей Маев. – Именно в Рязанском региональном отделении ДОСААФ за последние пять лет произошли серьезные изменения, выросло качество работы, появилась современная учебно-материальная база, высококвалифицированный состав преподавателей и мастеров производственного обучения, открылись современные мультимедийные классы и тренажеры для обучения вождению. Здесь созданы все необходимые условия, которые полностью соответствуют требованиям законов и нормативных актов, направленных на то, чтобы сократить количество происшествий на дорогах, – рассказал Сергей Маев.
Ну а то, что количество ДТП в регионе с участием неопытных водителей, управляющих автомобилем с восклицательным знаком на заднем стекле, возрастает, вовсе не удивительно. Ведь кроме образцовых автошкол, в Рязани водителей обучают еще и в тех, где учебно-материальная база и преподавательский состав далеки от совершенства. Пока строгого, постоянного контроля за ними нет. Государство надеется, что введение новых учебных программ в автошколах страны будет способствовать улучшению качества подготовки водителей. Ну а тем, кто не сможет соответствовать новым требованиям, вероятнее всего, придется сменить профиль. Ведь ответственность за последствия подобной образовательной деятельности велика. Мерило этой ответственности – безопасность на наших дорогах.