Кораблям, как и людям, наверное, снятся сны. Бескрайние просторы океана, дальние странствия, ветер, соленые брызги… Стоишь на капитанском мостике самого знаменитого научно-исследовательского судна XX века «Витязь», держишься за поручни, которых касались Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто, и невольно вдыхаешь запах истории, чувствуешь тягу человека к великому океану. Мне посчастливилось провести несколько дней на легендарном корабле в Калининграде и посмотреть, как работали советские ученые-океанологи.
Путь к музейному причалу
Чтобы внимательно познакомиться со всей экспозицией «Витязя», надо потратить как минимум один день. Хорошо, что времени у меня в запасе было предостаточно, и я в полной мере смогла перенестись в эпоху Великих географических открытий, увидеть дальние страны глазами средневековых мореплавателей, прикоснуться к истории изучения океана в прямом смысле, так как многие экспонаты можно было потрогать руками.
Когда в 1939 году в Бремерхафене спустили на воду судно с именем «Марс», никто не мог и представить, какую удивительную жизнь оно проживет. Во время Великой Отечественной войны корабль, став плавучим госпиталем, спас жизни более двадцати тысяч беженцев из Восточной Пруссии. После победы над Германией «Марс» был передан по репарации Великобритании, а потом – СССР. Так началась новая страница в истории судна, которое внесло огромный вклад в изучение Мирового океана.
За тридцать лет корабль совершил 65 научных рейсов, с его борта была измерена максимальная глубина в Марианской впадине (11 022 метра) и открыт новый тип живых организмов – погонофоры. Именно на «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии. Корабль посетил сто портов 49 стран мира и везде демонстрировал высокий уровень нашей науки. Иногда на судне проводились дни открытых дверей, и сотни людей часами ждали своей очереди, чтобы подняться на борт!
В 1979 году «Витязь» совершил последний рейс и прибыл в Калининград, где долгие годы стоял и ржавел... Появилась идея о создании на корабле музея, но в жизнь она воплотилась спустя лишь 11 лет, когда судно сильно устарело. В период перестройки его судьба привлекла внимание общественности, и был создан Клуб друзей «Витязя». Итогом долгой борьбы за спасение стало постановление Правительства РСФСР от 12 апреля 1990 года о создании в Калининграде Музея Мирового океана. И одним из главных его объектов стал «Витязь». Через четыре года он отшвартовался у музейного причала на набережной реки Преголи, где началась работа по восстановлению внутренних помещений. Сегодня корабль полностью открыт для посетителей.
Там, где билось «сердце»
Свежесть морского воздуха на палубе и душные помещения внутри судна – такие контрасты столетиями были привычны для морского быта. Конечно же, на современных судах работают системы кондиционирования, и такие проблемы давно ушли в прошлое. «Витязь» же был оснащен громоздкой системой принудительной вентиляции. Одним из наиболее проблемных для вентилирования помещений было машинное отделение – «сердце корабля». Рядом с ним располагается каюта старшего механика. Интерьер типичен для 60-х годов прошлого столетия. Старший механик занимал особое положение на судне. Не случайно его по традиции называли «дедом», ведь он контролировал работу главного двигателя корабля.
Секреты лабораторий
Как и следовало ожидать, на «Витязе» множество разных лабораторий, в которых работали ученые. Например, эхолотная. Она производит особое впечатление, ведь именно здесь в 1957 году была измерена наибольшая глубина Мирового океана – в Марианской впадине, были открыты и описаны подводные горы, изучены глубоководные желоба Тихого и Индийского океанов. Для измерения глубин моря ученые использовали эхолот. Этот прибор посылал звуковой сигнал и регистрировал отраженные неровностями дна звуковые сигналы.
Уникальные образцы горных пород и донного грунта представлены в экспозиции геологической лаборатории. На рабочем столе – геологическая проба, поднятая со дна Мариинской впадины, а в витринах – горные породы разного возраста (кстати, некоторым из них несколько миллиардов лет) и уникальные окаменелости. В планктонной лаборатории можно почувствовать себя открывателем нового вида рыб и увидеть «странников океана» (организмы, обитающие в толще воды). Они представлены в виде влажных препаратов, зарисовок натуралистов и фотографий ученых.
Оружие обитателей глубин
Легкие мурашки вызвала у меня выставка, где представлена уникальная коллекция челюстей и зубов разных видов акул. Вообще в море обитает много опасных существ, но почему-то именно акулы внушают нам страх. Возможно, многие, насмотревшись по телевизору «ужастиков», думают, что эта кровожадная рыба бороздит просторы океана в поисках жертвы и часто нападает на людей. Естественно, что именно большие зубы акулы вызывают страх в первую очередь. Еще в экспозиции на стене висел кусок акульей кожи. Чем-то она напомнила мне на ощупь наждачную бумагу. Недаром из такой кожи издревле изготавливали ремни, сумки, футляры для часов… Так что все желающие могли в музее «погладить акулу».
На одной из выставок можно было воочию увидеть секретное оружие обитателя глубин – клюв гигантского антарктического кальмара. Мощный клюв считается одним из самых острых и твердых образований в живой природе. Сам же антарктический кальмар весит до полутонны и в длину достигает 15 метров. До сегодняшнего дня выловить таких гигантов посчастливилось лишь несколько раз. Первый случай произошел в начале XIX века. Так что части антарктического кальмара – большая редкость.
Каюта солнечного камня
Несколько лет назад в архиве Музея Мирового океана были найдены любопытные записки некоего натуралиста-путешественника (имя его утеряно), датируемые второй половиной XIX века. Судя по чудом сохранившимся фрагментам рукописи, натуралист предполагал написать роман о морском путешествии вокруг света в поисках… янтаря. Записки были сделаны во время нескольких экспедиций. Это и подтолкнуло руководство музея к воссозданию на борту «Витязя» каюты натуралиста, все предметы которой сделаны из янтаря и вызывают огромный интерес у посетителей. Вообще Калининградская область – янтарный край России. Именно здесь находится главный центр по добыче солнечного камня. Но это уже другая история, о которой я расскажу в следующих выпусках.
P.S.: Когда я покидала «Витязь», мне подарили небольшой сувенир – кораблик в бутылочке, на дне которой лежали янтарные камушки. Они словно капельки застывшего времени напоминают мне теперь о солнечном крае и легендарном «Витязе», на который хочется вернуться снова и снова, чтобы отправиться в далекое путешествие.