09:53 МСК
Вторник
08 / 10 / 2024
2115

Путешествие – по закону

Почему известные туркомпании покидают рынок в разгар сезона?

Нынешним летом объявили о своем уходе с рынка туристических услуг несколько крупных, хорошо известных в стране туроператоров. Тысячи людей с путевками на руках не смогли улететь на отдых за границу. Немало наших сограждан оставалось на какое-то время в «заложниках» на зарубежных курортах. Назвать это простой случайностью нельзя.

Следственный комитет России возбудил уголовные дела по фактам мошенничества в отношении недобросовестных туроператоров


На интернет-сайтах эксперты отрасли объясняют произошедшее плохим состоянием экономики, мол, рентабельность турбизнеса и так была невысокой. А тут еще и скачки курса доллара, снижение спроса. Чтобы понять, почему возникла подобная ситуация и что происходит сегодня в сфере туризма, мы обратились за помощью к рязанским экспертам, не понаслышке знающим сферу туристических услуг изнутри. Тем более что в числе пострадавших от недобросовестных турфирм есть и рязанцы.

Смотрите, кто ушел

Роман Яковлев возглавляет одно из рязанских туристических агентств, работающих уже 14 лет. Бизнесмен считает, что уход той или иной фирмы с рынка услуг – явление вполне закономерное. За последние годы сотни компаний создавались, работали, закрывались. Ажиотаж, возникший в последние недели, объясняется тем, что рынок покинули работающие долгие годы и хорошо зарекомендовавшие себя «Нева», «Лабиринт», «Идеал Тур», «Роза ветров Мир», «ИнтАэр». И демарш такой они совершили в разгар туристического сезона, а отсюда много вопросов вызвали к своим учредителям не только со стороны несостоявшихся туристов, но и руководства Федерального агентства по туризму, и правоохранительных органов.

Страховка есть

08-07-02

Роман Яковлев считает: в туризме мелочей нет. Фото Сергея Ларина

По словам Романа Яковлева, туристическая отрасль не стоит на месте, а динамично и последовательно развивается. В последние годы начал функционировать институт финансового обеспечения туроператорской деятельности. Дело в том, что не все пока понимают, в чем отличие туроператоров от туристических агентств. В Рязани туроператоров нет. Все они сосредоточены в Москве. Т­уроператор создает продукт, покупает места в отеле, в самолете, страхует туристов. Составляет полный пакет услуг и продает его в розницу через агентскую сеть. В Рязани открыто порядка сотни агентств. Деятельность осуществляет половина из них. Успешно на протяжении многих лет работает не больше десятка.

Так вот, для туроператоров несколько лет назад создали Реестр, и каждый получил в нем свой номер. Чтобы войти в Реестр, нужно подать пакет документов, заплатить госпошлину. Самым основным критерием является наличие финансовых гарантий. Финансовые гарантии туроператору может дать банк или страховая компания в зависимости от профиля деятельности – внутри страны работает туроператор или за рубежом. Суммы в зависимости от этого разные, начиная от 30 миллионов рублей.

Была создана также и саморегулируемая компания под названием «Турпомощь». Все операторы в нее вступили и сделали взносы. Эти деньги идут на то, чтобы в случае, если туристы «застряли» в какой-то стране, вывезти их оттуда. Раньше это было вообще не отлажено, и возникал коллапс. Сейчас все механизмы продуманы. Другое дело, как они реализуются на практике.

Добровольный уход

Нередки случаи, когда тур­операторы уходят с рынка грамотно. Свои обязательства по договорам перед клиентами выполняют и только потом объявляют о закрытии. Как правило, происходит это после окончания сезона. Подобные ситуации ажиотажа не вызывают. А вот когда фирма объявляет о банкротстве на пике сезона, бросая на произвол судьбы своих клиентов, вопросов к ней появляется много. Но некоторые отвечают, мол, поток клиентов в этом году снизился – военным не рекомендовали выезд за границу, курс доллара был нестабильным – доходы сократились, вот и вынуждены были закрыться. А дальше пусть страховые компании ситуацию разруливают.

У клиентов обанкротившихся турфирм есть потенциальная возможность вернуть свои деньги, и обращения от обманутых туристов уже поступают к страховщикам. В Рязани, например, семья не смогла вылететь в Шри-Ланку, заплатив за тур 120 тысяч рублей. Когда пострадавшие обратились в страховую компанию, там сказали, что пока не соберут все заявления от пострадавших, выплачивать ничего не будут.

Демпинг – первый признак несостоятельности

Если компания значительно снижает стоимость туров в самый разгар сезона, то, вероятнее всего, готовится к уходу с рынка. Дело в том, что рентабельность туристического бизнеса невысока, не больше пяти процентов. И если фирма делает клиентам скидку 10 или даже 15 процентов, то она явно работает себе в убыток. А зачем?

– Демпинг – это очень эффективный способ привлечения клиентов, – говорит Роман Яковлев. – Если все продают тур по 100 тысяч рублей, а какая-то фирма снижает цену до 80, то, вполне естественно, клиенты идут к ней, а потом остаются обманутыми. Так было и с «Робинзоном». К нам в прошлом приходили люди и спрашивали о скидке. Когда узнавали, что у нас она не более пяти процентов, уходили со словами: «А в «Робинзоне» нам пятнадцать процентов обещали».

Из этого можно сделать вывод: Федеральное агентство по туризму должно отслеживать подобные тенденции в действиях туроператоров и своевременно реагировать на их проявления. Также раз в год аудиторская проверка была бы как раз кстати.

Пожелания туристам

Мнение специалиста: доверять нужно только проверенным фирмам. Необходимо также обращать внимание на страховую компанию и перевозчика и выбирать наиболее известных. Стоимость тура будет повыше, но зато меньше шансов и вовсе потерять деньги. Необходимо также, прежде чем подписывать, перечитывать договор на оказание туристических услуг. В договоре должны быть обозначены параметры тура – куда и когда вылет, в какой отель, кто предоставляет медицинскую страховку.

Также в договоре должны быть отражены сведения о туроператоре – юридическое название фирмы, адрес, финансовые гарантии. Обязана выдавать турфирма и кассовый чек о внесенной денежной сумме.

Государственные гарантии

Ситуация, сложившаяся в туристическом бизнесе страны, обсуждалась и в Правительстве Российской Федерации.

– В действительности то, что происходит сейчас, является прямым следствием недостаточности государственного регулирования на рынке туристических услуг, – говорит министр культуры и туризма Российской Федерации Владимир Мединский. – Количество туроператоров, безусловно, будет пересматриваться. Мы будем менять условия входа на рынок, будем предлагать повышать барьер – рост уставного капитала. Необходимо и раскрытие информации о собственниках, и придание

Ростуризму отсутствующих у него сейчас контролирующих функций за состоянием рынка.

Туристы надеются, что государственное регулирование сможет способствовать оздоровлению ситуации в сфере туристического бизнеса. Правда, на это уйдет время.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 145 (4693) от 08 августа 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Отпуск по графику
Георгиевскому кавалеру...
В селе Юшта состоялось торжественное открытие памятной доски Александру Васильевичу Даньщикову, герою Первой мировой войны
Читайте в этом номере: