20:25 МСК
Понедельник
07 / 10 / 2024
1402

Раз – бонус, два – бонус

Довольны ли вы сегодняшними ценами? Думаю, отрицательно ответят на этот вопрос не только жители России, но и всех стран мира. И все-таки причин быть недовольными стоимостью товаров у россиян больше, чем у тех же европейцев.

К примеру, цены на продукты питания в России с начала года выросли на 7,9 процента, а в ЕС продовольствие подешевело на 0,4 процента. Дело в том, что российские цены настолько независимы и самостоятельны, что никакая сила не может их обуздать. Поведение цен таково, что они поставили под сомнение даже принципы рыночной экономики. У нас в стране цены не снижаются в результате конкуренции, сколько ее ни создавай. Единственным ограничителем для них выступает платежеспособный спрос населения. Если берут товар по 10 рублей, а по 11 рублей уже не берут, то во всех магазинах он будет стоить примерно одинаково. В эпоху плановой экономики торговля была плохой, дефицитной и блатной, в эпоху рыночной она почему-то сама подхлестывает цены и разгоняет инфляцию.

Давно звучат жалобы от товаропроизводителей на то, что торговые сети взимают с них бонусы за разные услуги, из-за чего стоимость товара на прилавках заметно повышается. Я был свидетелем таких обращений на заседаниях общественных советов уже после подписания российского кодекса добросовестных практик. Общественный договор ограничил бонусные аппетиты сетевой торговли, но не остановил поборы.

Механизм раскрыла недавно «Российская газета», опросив экспертов. Так называемый ретробонус с поставщика взимается за покупку большой партии товара, еще один бонус (30 процентов от отпускной цены производителя) – за логистические и маркетинговые услуги, то есть развоз товара по магазинам и выкладку на полки. Собственная наценка магазина в расчет не берется, это само собой. Вот и приходится наблюдать, как цена обрастает накрутками. Упаковка сока продается по 52 рубля, из них 25,4 рубля достается магазину, 6,6 рубля – производителю, 20 рублей – себестоимость самого сока. Экспертизу, повторяю, провела «Российская газета» на примере одного продукта, заложив в цену существующие бонусы.

Удивительно, что торговая наценка вроде как и не считается оплатой за работу, хотя выкладка товара и его развоз по магазинам – это и есть те услуги, за которые надбавка должна взиматься.

Неудивительно, что все прайсы у нас имеют солидный денежный навес, размеры которого регулируются исключительно личными аппетитами менеджеров и платежеспособностью населения. Если пятирублевый товар можно продать вдвое дороже и покупатели на это ведутся – почему не попробовать? Хуже всего то, что наш малоцивилизованный рынок так и не научился выполнять функцию регулятора. Вот и выходит, что ценообразование сейчас – фикция, шаманство, гадание на кофейной гуще.

Когда в кафе с неряшливым интерьером покупаешь чашку кофе, который готовится в автомате за 30 секунд, и печеньку к нему за 200 рублей, понимаешь, что никаких точек отсчета у наших цен нет вообще. Не считать же такой точкой банку кофе, стоимость которой в магазине вдвое ниже, чем чашечка напитка в культурном заведении.

Запросы продавцов депутаты Госдумы намерены ограничить поправками в закон о торговле, запрещающими взимать с производителей плату за дополнительные услуги. Пакет поправок планируется внести на рассмотрение парламента к концу лета.

Даже удивительно, как спокойно может существовать в рыночной экономике явная системная ошибка. Институт, который должен стимулировать потребление, становится его тормозом – исключительно из-за желания к повышенной прибыли. Но если беднеет покупатель, какое будущее может быть у торговли?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 148 (4696) от 13 августа 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Турист в третьем поколении
Молодой тренер Алексей Якунин знает, как воспитать настоящего спортсмена
По правилам – без опасности
Невыполнение требований по охране труда может привести к трагедии
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: