Арктическая экспедиция, организованная Рязанским областным отделением Русского географического общества, продолжается. Исследователи движутся вдоль берегов Шпицбергена. 11 августа они достигли острова Баренца. Михаил Малахов связался с пресс-службой «Прио-Внешторгбанка» по спутниковому телефону и рассказал:
– Если посмотреть на карту архипелага Свальбард или Шпицберген, можно заметить, что группа этих многочисленных островов делится на три линии, вытянутых с юга на север: Западный Шпицберген, юго-восточные острова и на севере – Северо-Восточная земля.
Мы провели работу в южной части Западного Шпицбергена и перебрались на другую сторону пролива, на остров Эдж. Впрочем, мы не распрощались с Западным Шпицбергеном, так как из сигналов Дуги меридиана Свальбард большинство расположено именно там. Очень интересный сигнал был нами найден на горе Уэйлсхед, которая по-русски называется «Голова кита». Трудно сказать, напоминает она китовую голову или нет, но история знака оказалась довольно интересной.
Первоначально шведские специалисты вместе с россиянами поставили там металлический цилиндрический сигнал, и его они растянули шестью тросами, которые закрепили на окружающих камнях. Но ветер опрокинул этот сигнал. Придя на то же место в 1900 году, российские исследователи первым делом закрепили его деревянной конструкцией, поэтому на старых фотографиях выглядит он очень странно: деревянная коробка, из которой виднеется металлический лом. Мы нашли остатки деревянной конструкции и обрывки проволоки. Везде разбросаны остатки дерева, остатки веревок, а также несколько ржавых консервных банок. Я бы сказал, это типичный набор вещей, которые оставались после каждого геодезического знака.
Кстати, в этом месте до нас побывали норвежские топографы. Здесь у них место привязки географических карт. Так что там, где стоял сигнал российской экспедиции, теперь стоит топографический знак норвежских исследователей.
Далее у нас был пункт «Китовое место» – Уэйлс-Пойнт. Это южная часть острова Эдж. Здесь рядом большая плодородная долина, простирающаяся на десятки километров, богатая живностью. Северные олени подходили к нам достаточно близко и в одиночку, и группами. Мы видели песцов. А еще по радио слышали разговоры двух рядом расположившихся групп туристов, и выяснилось, что кто-то неподалеку видел полярного медведя. Нам не выпало встретить хозяина Арктики, чем мы очень довольны, потому что это не только царь местной природы, но и часто голодный хищник.
На «Китовом месте» на горе мы тоже нашли два старых сигнала, расположенные в 6 километрах друг от друга. Непростое было восхождение на высоту более 450 метров, на вершине горы в это время лежало облако, так что искать сигналы пришлось два часа, если уж не на ощупь, то в полном напряжении. Нам это удалось – они не разрушились. Трудно было себе представить, что 115 лет назад по этой же самой дороге поднимались русские путешественники, которые работали здесь в начале июня. Мы снова измерили расстояние между знаками с помощью современных технологий – и разница результатов составила всего несколько миллиметров! Такая точность измерений была в начале XX столетия. Поразительная, конечно, работоспособность и упорство русских исследователей.
Двигаясь далее на север, мы достигли Русского залива и горы Ли, где обнаружили еще один знак, установленный в 1901 году. Он хорошо сохранился, мы также смогли измерить его координаты.
Практически каждый участник экспедиции ежедневно сходит на берег, поднимается на вершины – мы это называем «ходить на работу в офис». Нам приятно работать на открытом воздухе, даже с пронизывающим ветром и туманом, хотя солнце иногда нас тоже радует. Тогда фьорды представляют собой замечательную картину. Арктика очень красива и притягательна.
Мы находимся около северной части острова Баренца, в километре от берега, возле мыса Ошибок. Здесь мы также должны подняться на гору. Сигнал на ее вершине виден с судна. Думаю, что отчет об этом мы сможем дать через несколько дней.
По материалам пресс-центра «Прио-Внешторгбанка»