Учителя с большим стажем помнят, вероятно, споры, которые в конце 80-х – начале 90-х годов шли по поводу глобальной без всяких кавычек педагогики. Зародилась она, как вспоминаю, в США и проповедовала такие принципы образования и воспитания детей, которые формировали бы у них, так сказать, качества граждан мира, стремление понять все народы и дружить с ними.
Ничего плохого в этом вроде бы нет, но нашлись противники. Одни из них утверждали, что такая «педагогика» всего лишь призвана скрыть экспансию США, претензии этого государства на мировое господство, и России надо держать ухо востро. Другие чистосердечно недоумевали: а разве русская, советская школа не учила стремиться к дружбе народов и миру во всем мире? Подобные споры были, но научные работы по глобальной педагогике писались, диссертации защищались, представители нашей страны ездили в Америку и привозили с собой гостей оттуда.
Следует попутно заметить, что не только глобальную педагогику в то время обсуждали. Какой интерес вызывала, например, педагогика сотрудничества (между учеником и учителем)!.. Тогда вообще казалось, что наше образование на подъеме, «демократизация» школы открывает такие перспективы, такие!..
Потом все это как-то тихо испарилось. На первый план вышли учительское безденежье и забастовки. Затем все вошло в новые формы: зарплата учителям – по количеству баллов, ЕГЭ превыше всего… Спрашивается, с какой стати вспоминать сейчас эту… как там? Глобальную педагогику?..
Мне же кажется, что мы сейчас ее на своей шкуре постигаем, и отнюдь не в форме какого-либо «сотрудничества», а в самой жестокой, немилосердной форме.
Все и началось прямо как-то по-школьному. Появился новый «учитель» – президент США Барак Обама. Да такой симпатяга, что ему сразу Нобелевскую премию мира дали! Начал он объезжать страны, знакомиться, так сказать, с «учениками», а они все едва ли не плачут от восторга. (В Египте, где потом кровавая «арабская весна» разразилась, помнится, особенно ликовали). Только в России американского президента встретили абсолютно спокойно, и он этим, как в газетах писали, был потрясен.
И с новоизбранным (а на самом-то деле уже опытным) Президентом России Владимиром Путиным отношения американского руководителя как-то не заладились. Обиделся он, например, на то, что во время разных высоких встреч, когда звучали его умные и назидательные речи, глава Российского государства сидел, по выражению Б. Обамы, с видом скучающего на уроке школьника. Мало того. Когда американский президент в своей вдохновенной речи сказал, что только такая исключительная страна, как Америка, имеет исключительное право решать, где вводить демократию, а где нет, российский президент, который как раз в это время готовил статью в одну из американских газет, предостерег в ней своего «коллегу» от такого заблуждения, сославшись на весьма поучительный опыт почти семидесятилетней давности.
Можно и дальше саркастически излагать всем известные события, интерпретируя их как отношения обучающих и обучаемых. Но если серьезно, то за время майданных и дальнейших событий на Украине мы, простодушные и прекраснодушные россияне, привыкшие при всех сомнениях относиться с уважением к демократическим западным ценностям, получили такой оглушительный урок, что забыть его просто не вправе. Развалины близких нам со школьных лет городов – Краснодона, Донецка, Луганска, Горловки, люди, в страхе покидающие родные места, убитые женщины, старики, дети, и на все это – молчание «цивилизованного» Запада, «комментарии» госпожи Псаки… Глобальная циничная ложь – вот такая нынче «глобальная педагогика».
Поразительно, что столь жестокий метод «обучения» не подействовал на некоторых наших соотечественников. Что ж, есть и такая категория учеников – необучаемые…