12:24 МСК
Воскресенье
06 / 10 / 2024
2294

Лес растить – не поле перейти

Преданность делу и ответственность свойственны рязанским лесоводам

Для успешной деятельности огромное значение имеет преемственность. Лесное хозяйство – не исключение.

08-15-30 В Касимовском лесничестве в числе тех, кто передает свой опыт и знания молодым коллегам, – участковый лесничий Анатолий Дюдиков.

Характеризуя Анатолия Анатольевича, начальник лесничества Виктор Лунин отметил, что Дюдиков душой переживает за выполнение поставленной задачи и умеет увлечь работой.

– Я бы хотел также отметить то, что выходит за рамки служебной характеристики, – личностные качества Дюдикова: смелость, доброту, отзывчивость, скромность и открытость, умение быть снисходительным, а когда требуется для дела – принципиальным. У тех, кто работает в лесу, принято друг другу помогать. Примеров, когда Дюдиков оказывался в первых рядах, чтобы поддержать словом, деньгами, советом, участием, – немало. За годы работы в отрасли, несмотря ни на какие встряски, кадровые перестановки и сокращения, он не утратил этих качеств и остался не только профессионалом высочайшего уровня, но и уважаемым человеком среди коллег, соседей, друзей и просто знакомых.

Корреспонденту регионального выпуска удалось побеседовать с Дюдиковым. Мы разговаривали с ним на разные темы, и выяснилось, что у Анатолия Анатольевича очень интересная биография:

– Я родился в Латвии, когда мне было три года, родители перебрались в Балушевы Починки Касимовского района, так как отец мой был рязанских корней. Дальше – все просто: многодетная семья, и чтобы нас вырастить и выучить, родителям пришлось много работать. Нам также лениться не позволяли. К примеру, хочешь получить образование – учись, прикладывай силы сам, но не в ущерб домашней работе, которой в деревенском хозяйстве всегда много. Вот я и учился. Окончив 11 классов, в Московский лесотехнический институт сразу не поступил, – рассказывает о себе Анатолий Анатольевич.

– А почему в лесотехнический?

– Да вот как-то «прирос» к лесу. «Прививку» на этот счет сделали еще в школе, когда водили на делянки лесничества, где школьники во многом помогали. Помню, даже летом иногда приходили, во время каникул. Из лесничества нас не гнали, находили какое-нибудь дело. Разговаривали с нами, все объясняли. Помню, что очень подкупала преданность лесников делу. На пожары только не брали – опасно. Но тревога, если из леса тянуло дымом, передавалась и детям. Если удавалось, мы тоже тушили: когда ветками огонь сбивали, когда песком засыпали. Помню, пацаненком еще мне говорили: «Окончишь школу, приходи работать», и я кивал: приду, дескать, – вспоминает Анатолий Анатальевич.

Не поступив в институт, он пошел работать на Касимовский лесокомбинат. На работу его принимал отец нынешнего директора – Владимир Васильевич Лунин. Он пользовался в округе очень большим авторитетом. Когда Владимир Васильевич пожимал руку подростку, Анатолия переполняло чувство гордости.

Два года выпускник средней школы вникал в работу отрасли. В выбранной профессии не разочаровался и не забывал готовиться к вступительным экзаменам. Подтягивал химию, которая была в лесотехническом институте профилирующим предметом, физику, математику. Рассказывает, что, получив направление на учебу от лесокомбината, очень волновался: вдруг снова не поступит? Думал: если что, пойдет в армию служить, потом еще раз попытает счастья. Но вот удалось.

– Учиться мне нравилось, группа была дружная. Практически все подрабатывали в годы учебы, чтобы не быть обузой родителям, а еще занимались общественной работой. Я, например, был председателем студсовета общежития. И ведь на все тогда хватало времени. До сих пор общаемся с одногруппниками, приезжаем на встречу с выпускниками. Кто-то остался верен выбранной специальности, а кто-то дослужился до генерала или высокого начальника в других сферах деятельности. И все же мы остались верны студенческому братству, – отмечает Анатолий Анатольевич.

– А почему до генерала? Вас в армию после института призывали?

– В вузе была военная кафедра, на которой нас параллельно с науками основного профиля обучали штурманскому делу на самолетах Дальней авиации. Как положено, были теория и практика. Летали на ТУ-16, Ту-124, АН-12. Вместе с дипломом нам присваивали звание младшего лейтенанта.

– А что особенно запомнилось за годы учебы?

– Мне нравились занятия по всем предметам. Для себя особо выделял борьбу с вредителями лесных культур и защиту леса. С нас за знания строго спрашивали. Мне кажется, разбуди меня ночью и спроси латинские названия лесных культур – я не ошибусь. Запомнилась практика в альпийских лесах на территории Венгрии, где у нас была возможность познакомиться с особенностями ведения лесного хозяйства. Поводов удивляться было предостаточно. Там, как мне показалось, чуть ли не каждое дерево на учете. И чистота, и порядок, и отношение к лесу простых граждан, не имеющих отношение к лесу, – образцовые. А лесничий, еще в ту пору, когда Венгрия относилась к социалистическому лагерю, был человеком с широкими полномочиями.

– Анатолий Анатольевич, за годы работы было ли место открытиям в вашей профессиональной деятельности?

– Мне довелось и сажать леса, и ухаживать за ними, и бороться с огнем. Помню, сколько усилий было приложено, когда мы сажали лес на Вянских буграх. Вырастили, но вот беда – не отстояли, когда начались пожары 2010 года. Такое чувство, что огонь, как живое существо, хитрил, притуплял бдительность и всегда находил какую-нибудь маленькую щелку, чтобы вырваться из-под контроля. Это, конечно, не открытие, но повод никогда не забывать, что лес вырастить непросто, а потерять – легко. Это главная заповедь, которую должны ставить во главу угла своей деятельности все, кто работает в лесу.

Мнение

08-18-00 Роман Цибизов,
участковый лесничий Елатомского участкового лесничества:

– Я работаю в лесничестве три года. До этого и не предполагал, что труд лесников может быть сложным, напряженным или опасным. В лесничестве была вакансия, вот я и устроился на работу помощником лесничего. Моим наставником стал Анатолий Анатольевич Дюдиков. Он сумел заинтересовать меня работой. Вникая в оформление документов, в уход за культурами, в отведение делянок и другую работу, я понял, что мелочей в работе не бывает, – поделился Роман. – Например, Анатолий Анатольевич объяснял, насколько важно научиться читать следы, которые оставляют протекторы автотранспорта. Казалось бы, что сложного? Въезд – выезд. Оказалось, что даже у тракторов одной марки могут быть особенности следа. Наличие в лесу большегрузных транспортных средств – повод провести проверку. В прошлом году, заметив след от колес большой машины, ведущий в лесной массив, мы смогли задержать похитителей кругляка из Выксы (Нижегородская область). Они просто украли у арендаторов заготовленную древесину из штабелей. Машину остановили, проверили документы. Накладной на лес у нижегородцев не оказалось. Вызвали участкового, арендаторов, составили протокол. Когда Анатолий Анатольевич переходил на другой участок, он порекомендовал меня на должность участкового лесничего, несмотря на то, что Елатомское лесничество чуть ли не самое сложное в нашем районе, а я работаю недавно. Он поручился за меня – я стараюсь. Очень хочу, чтобы утраченные леса в Елатомском лесничестве были восстановлены. Весной этого года силами арендатора и волонтеров было посажено 200 гектаров сеянцев, а осенью мы планируем посадить 600 гектаров молодого леса.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 152 (4700) от 19 августа 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Свое всегда лучше
В том числе и посадочный материал из местного питомника
Лада Петрова
Барский родник нуждается в охране
В этом убеждены «берендеи» Ерахтурской школы
Лада Петрова
Читайте в этом номере: