В микрорайоне этот случай просто потряс и пожилых, и молодых.
С просьбой написать о случившемся к нам обратились родственники и друзья
погибшего парня. Вот строки из письма:
«Обращаемся к вам с просьбой дать этому случаю огласку, чтобы виновные понесли заслуженное наказание. Справедливое решение суда позволит нам всем надеяться, что ничего подобного больше не произойдет…»
… В пятницу, 11 июня, в этой семье было все, как обычно. Мама, только уложив младшего ребенка спать, включила на кухне телевизор, приглушив звук. Старший сын Аркадий, учащийся технологического колледжа, готовился в своей комнате к предстоящему экзамену. На столе – конспекты, книги, стопка непрослушанных дисков, которые принес друг: «Клевый рок!» Учить особо не хочется. Но Аркашка трудится. У него планы.
«Хочу стать шеф-поваром!», – сказал он родителям после 9-го класса. Поваром – так поваром, главное – чтобы при деле, чтобы специальность хорошую получил, семью научился обеспечивать, а не бездельником рос, что по улицам болтаются.
У Аркадия никогда не было серьезных противоречий с родителями. Они не давили, а он старался прислушиваться к тому, что говорят.
…Мама гладила белье. На три выходных дня уже были планы: встреча с родственниками, поездка всей семьей в гости к друзьям, на дачу… Неожиданно, около одиннадцати вечера, позвонили в домофон...
– Мам, я на минутку!
– Ненадолго! Поздно уже…
Аркадий уже спешил к дверям. Ах, если бы он и его мама только знали, что его там ждет! Но не дано большинству людей дара предвидения, да и почему, собственно говоря, мы должны бояться каждого сделанного шага, подозревать в каждом человеке бандита, вора, убийцу… Аркадию всего пятнадцать. Подросток, у которого – мечты, надежды, молодой задор, друзья…
Дверь в подъезд закрылась. Визитеры предложили отойти к гаражам и поговорить, выяснить отношения. Несколько ничего не значащих фраз, что кто-то кого-то в детстве обозвал... А может, те, кто пришел, просто искали повод для драки. Первый удар был нанесен уже через минуту, а потом еще, еще, еще… От неожиданности Аркадий даже не успел отмахнуться. А удары были настолько сильными, что после первых он этого сделать уже не мог. Сквозь листву деревьев происходящее у гаражей все же кто-то увидел из окна дома, вызвал оперативников.
С момента выхода Аркадия на улицу и до приезда милиции и «скорой», которую вызвали оперативные работники, прошло немного времени.
Невольно напрашивается мысль: может быть, если бы кто-то из взрослых, увидев начало избиения, попытался остановить его, парень бы остался жив? Но то ли не сразу увидели, то ли остались равнодушными…
О трагическом исходе этого случая я узнала на дежурстве в областной клинической больнице, когда готовила специальный репортаж из приемного покоя. Санитарка, сокрушаясь, рассказывала о том, что всякий раз к горлу подкатывает комок и мертвящий холод забирается в душу, когда приходится отвозить в морг каталку с молодыми, которым еще жить бы и жить: «И семья-то у парня, по всему видать, нормальная… А мама, ведь она, сердешная, когда ей сына в реанимации показали, рухнула – такое с парнем сотворили! Прямо-таки звери!»
С оценками санитарки трудно не согласиться. Врачи, приехавшие на «скорой», едва прощупывали пульс. Аркадий хоть и подавал какие-то признаки жизни, но был в очень тяжелом состоянии… «Можем не довезти», – высказались медики и уже по телефону предупредили дежурных в ОКБ, что везут очень тяжелого больного… Со множественными ушибленными ранами и гематомами головы и спины, ушибами грудной клетки с повреждением лёгких, закрытым переломом ребер, в состоянии церебральной комы пострадавший был доставлен в реанимацию, где, не приходя в сознание, скончался через двое суток…
Задержанных на месте преступления подростков, случившееся, по слухам, поначалу совершенно не смутило, вели себя вызывающе.
По закону, до суда мы не можем называть имена и фамилии избивавших (оба парня – несовершеннолетние). Поэтому ограничимся условными инициалами.
Рассказывают, что N нередко бил ребят младше и слабее себя. Может быть, для того, чтобы чувствовать свое превосходство над другими. Не исключено, что ему нравилось, когда его боялись. Это он начал первым наносить удары Аркадию. Говорят, он учился в каком-то училище, по другим источникам, он ничем путным не занимался. Второго (назовем его С.), учащегося одной из средних школ города, Аркадий и вовсе не знал. Его участие в избиении совершенно непонятно. По словам следователя (материалами дела занимаются сотрудники Следственного комитета при прокуратуре РФ по Рязанской области), проведенная экспертиза не установила содержания алкоголя и наркотических средств в организме подростков. Сейчас они в содеянном раскаиваются, утверждают, что цели убивать парня у них не было. Просто выясняли отношения (очевидно, других способов, кроме кулачного, не знали).
Ребята, хорошо знавшие Аркадия, рассказали, что он не был конфликтным, не лез никогда в драку, а кого он там и когда обозвал... Это ведь не повод для того, чтобы убивать.
Следствие сейчас выясняет истинные причины, из-за которых подростки стали избивать ровесника. Не исключено, что появятся какие-то новые факты, но ни один из них не может оправдать жестокость. Били ногами…Писать страшно, что вытворяли. Два парня, воспитывающиеся в обычных полных семьях, умудрились растерять в себе обычные человеческие качества. Результаты психолого-психиатрической экспертизы позволят сделать выводы об их вменяемости и психическом здоровье. Одно непонятно: неужели вспышки жестокости у них никак раньше не проявлялись? Может, телебоевиками, компьютерными стрелялками излишне увлекались? Может, их дома слишком часто наказывали или росли они в неблагоприятной среде?
Специалисты утверждают, что агрессивной молодежи в обществе стало больше. Как бы хотелось увидеть четко очерченную грань, до которой даже нельзя допускать. И что лучше: давать подростку возможность общения со сверстниками, ходить в кино, на дискотеку или держать его дома, дабы чего не случилось?
У меня двое сыновей, которые уже в том возрасте, когда трудно удержать их дома. Может, стоит сказать старшему: «Пусть твоя девушка сама возвращается домой, не провожай…»? Или запретить младшему общаться с друзьями? Туда не ходи, здесь не стой. Каждый раз сердце разрывается, когда кто-то из них чуть припозднится. А ведь так не должно быть! Во всяком случае, там, где ситуация не связана с несчастным случаем или со стихией, должна быть уверенность, что дети будут всегда возвращаться домой живыми и здоровыми, независимо от того, больше стало агрессивных среди молодых или меньше.
На что в этом случае уповать? На закон?
В прошлом году группа «отмороженных» подростков практически белым днем забила парня. Виновные найдены, но срок наказания они получили условный. Вроде как дети еще. Им нет 18 лет. Но ведь убивали как взрослые, и даже с особой жестокостью…
В случае, о котором идет речь, «малолетки» на время проведения следствия взяты под стражу. Им уже предъявлены обвинения по части 4, статьи 111 УК РФ – «причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Статья предусматривает срок от 5 до 15 лет лишения свободы. Родители погибшего парня вправе рассчитывать на справедливое наказание тех, кто виноват в смерти их сына…