Я помню Спартака Беглова по «Международной панораме». Была когда-то такая сугубо пропагандистская программа на советском телевидении, которую хотелось смотреть. Потому что вели ее классные журналисты, которые со знанием дела говорили об интересных вещах: Валентин Зорин, Станислав Кондрашов, Александр Бовин, Спартак Беглов... Они тогда казались небожителями.
Оказывается, Спартак Беглов – сын другого журналиста-международника Ивана Беглова, и судьба обоих связана с рязанской землей. Иван Беглов родился 110 лет назад в городе Кадоме, а его сын, названный родителями-активистами Спартаком, появился на свет 90 лет назад в городе Сасово. Сколько бы ни ругали те революционные времена, но есть в этих днях своя внутренняя логика, внешним обстоятельствам не подвластная. Так получилось, что рано расставшись, отец и сын каждый своим путем пришел в международную журналистику. Иван Беглов стал настолько серьезным специалистом по США, что его единственной книгой «США: собственность и власть» открывалась в 1967 году издательская программа только что открывшегося Института США и Канады.
Его сын Спартак в 17 лет, после окончания школы, ушел добровольцем на фронт. Он из того поколения выпускников 41-го года, в котором выжило трое из ста. Спартак начинал воевать в лыжном батальоне под Тулой, потом были Ржев, Сталинград, Северский Донец... Девятнадцатилетний командир батальона несколько раз ранен, награжден военными орденами и медалями. В 1944 году после очередного тяжелого ранения Спартак Беглов был демобилизован и сразу же поступил в только что открывшийся МГИМО. Работать довелось в Сов-информбюро, которое превратилось в АПН, был командирован в Англию, где редактировал советскую газету, выходившую для британских читателей, изучал страну, проникался британским духом.
Потом Спартак Иванович вернулся в Москву, снова работал в АПН, много писал и работал на телевидении, начал преподавать. Дослужился до заместителя руководителя агентства, но не переставал оставаться обозревателем – компетентным, точным в оценках, исчерпывающе информированным.
Когда АПН в 1991 году перестало нуждаться в услугах профессионалов из числа международных обозревателей, в жизни Спартака Беглова осталось только преподавание в МГУ и книги. Он написал несколько блестящих книг о западной журналистике, которые странным образом не только не утрачивают актуальность, а лишь набирают ее. Приведу лишь два названия: «Внешнеполитическая пропаганда: очерк теории и практики» и «Четвертая власть: британская модель». Даже эти названия заставляют найти их и прочитать, понять, что делать профессионалам сегодня в напряженной обстановке обострившейся информационной войны. И стоит ли в этих условиях настаивать на постулате о том, что журналистика не занимается пропагандой, это не про нас. Эх, поговорить бы сегодня с отцом и сыном Бегловыми об их работе, в которой все-таки журналистика оставалась главным делом.
Но мы опоздали: Ивана Беглова не стало в 1968 году, Спартак Иванович ушел из жизни в 2006 году 82-летним.
Дочь Спартака Беглова – Наталья Беглова написала книгу об отце и деде «Московская семья рязанского разлива». Она есть в рязанских библиотеках. И это правильно – не след нам забывать земляков, которые о своей родине не забывают.