07:38 МСК
Понедельник
06 / 12 / 2021
2189

Смешно о самом важном

Отличаются ли детские библиотеки города от библиотек, расположенных в районных центрах или вообще в сельской местности? В общем и целом, наверное, нет. И там, и тут задача одна – заинтересовать ребенка чтением, предоставив ему подходящую по возрасту и соответствующую его увлечениям книгу. Но, начиная, так сказать, с ассортимента книг, уже начинаются отличия. В городских библиотеках, как ни крути, новинок побольше будет. Конечно, и районные могут похвастаться завидным разнообразием, но уж тут как повезет. Многое зависит от финансов, выделяемых на новые приобретения. А вот с чем точно в районах сложности, так это со встречами ребят и писателей. И если рязанские авторы нет-нет да выезжают к своим юным читателям, то уж повидать столичных там только мечтают.

«Книжно-писательский» проект

В этом году Рязанская областная детская библиотека, совместно с Рязанским библиотечным обществом, реализует очень серьезный и важный проект – «Книжное путешествие по рязанскому краю». Который, кстати, поддержан общероссийским общественным Национальным благотворительным фондом. Среди основных задач проекта – пополнение фондов библиотек и школ-интернатов современной детской литературой. Приобретаются детские книжки, в том числе и с привлечением средств государственной поддержки. Библиотека их получила в качестве гранта.

Уже были организованы выезды в центральные детские библиотеки и интернаты Спасского, Скопинского, Михайловского, Рязанского районов. Им были переданы комплекты книг общим количеством более 600 экземпляров. После летних каникул еще два района получат книжные подарки. Но даже не это самое главное. Детвора получила возможность пообщаться с известными российскими писателями. К ним приезжали в гости Марина Бородицкая, Юрий Нечипоренко, Артур Гиваргизов. Артур Александрович, на чье творчество мы сегодня рекомендуем обратить внимание тех, кто по какой-то причине с ним еще не знаком, побывал на встрече с ребятами села Поляны и города Михайлова.

Современный Хармс

Поборов застенчивость первых минут, мальчишки и девчонки, в конце концов, засыпали писателя вопросами. Так мы узнали, что в пятом классе он написал стихотворение и посвятил его лучшему другу. Потом увлекся и стал писать для всех друзей. И не только стихи. А потом подумал и отнес очередное произведение в издательство. И вот уже 13 лет считается профессиональным писателем, хотя сам к этому «званию» относится с иронией и некоторым сомнением. Смотрит со стороны на «известного детского писателя Артура Гиваргизова» и удивляется.

«Взгляд со стороны» – это действительно его основной творческий метод. Только так можно заметить в нашем суматошном мире что-то необыкновенное. Только человек с острым внутренним зрением и гибким воображением может написать не очередное подражание предшественникам (в числе своих учителей Артур Гиваргизов назвал, кстати, Виктора Голявкина, о котором шла речь в предыдущем выпуске КМ), а зарекомендовать себя писателем ярко выраженной индивидуальности. «Артур – живое воплощение Хармса в наши дни. Очень трепетно относится к слову. Сейчас эта черта – редкость для писателя», – так оценила творчество Гиваргизова редактор издательства «Эгмонт Россия» Мария Артемьева. Сегодня модно сравнивать одного писателя с другим, желательно классиком. Но это не свидетельство «стилевого плагиата», просто так проще составить представление о том, как пишет новоявленный автор.

А то, как пишет Артур Гиваргизов, вам наверняка понравится. Характерная черта – современных детских писателей с удовольствием читают не только детвора, но и взрослые. Его маленькие юмористические рассказы, стихи и пьески, начиная с первого сборника «Со шкафом на велосипеде», сразу пришлись по душе нашему читателю. «Мой бедный Шарик», «Записки выдающегося двоечника», «Про драконов и милиционеров»… Школа и семья – главные места веселых происшествий в его произведениях, написанных без назиданий, но о самом важном.

Сейчас узнаешь

Меня ведет на поводке
Собака бультерьер.
Она ведет меня к реке.
А я вот, например,
пошел бы в лес, а не к реке.
Но поводок не руль.
А интересно, почему
ее назвали «буль»?
(Из сборника «Мы так похожи»)

О том, как пишутся искрометные истории и забавные стихи, мы узнали из краткой беседы с самим автором.

– Артур Александрович, как становятся детским писателем?

– Трудно ответить на этот вопрос. Это такое мироощущение, хотя я и не считаю, что пишу именно детскую литературу. Просто написанное понятно в том числе и детям. Почему так получается? Могу предположить, что, возможно, из-за того, что я много общаюсь с детьми, так как много лет работаю в школе. Пусть даже она музыкальная. Трудно себя проанализировать. Я, например, с трудом помню, каким был 25 лет назад. Помню только, что был веселым, было много друзей, много читал. Когда были подростками, действительно любили серьезные книжки. Я сейчас намного легкомысленней, чем был раньше.

– А нет желания написать что-нибудь «взрослое»?

– Я продолжаю любить серьезные, сложные книги, но написать такую книгу, наверное, не смогу. Меня иногда просят написать отзыв (не люблю слово «рецензия») на прочитанную книгу. Я берусь за эту работу, и что-то вроде бы у меня получается. Но чувство такое, словно заставляю себя писать взрослым языком. Это вроде бы как стилизация. А детские рассказы для меня – естественный язык.

– Расскажите о своей, как иногда выражаются, «творческой кухне».

– У меня, как и у любого писателя, есть свое художественное видение. Я не отношусь к авторам, которые специально изучают предмет описания. У меня другой подход. Когда пишу, стараюсь почувствовать, похоже или не очень. «Похоже» – не в смысле, как в действительности, под копирку, а – живое ли, не искусственно, не фальшиво ли написанное? Потом рукопись какое-то время «отлеживается», потом я ее вновь перечитываю и вновь задаю себе те же вопросы.

Иногда увлекаешься при написании, и появляется очень много всего лишнего. Половину выкидываешь. Здесь параллельно идет работа ума, чувства и вдохновения. Их правильное сочетание, наверное, и дает возможность написать что-то интересное. Это долгая работа, и главное – не утратить присутствие той легкости, которая была, когда ты записывал рассказ или стихотворение в первый раз.

Всем не угодишь

Однажды Сережа решил угодить сразу двум учителям – по русскому языку и по пению. В 8.27 с гитарой он встал под окнами школы и запел упражнение №43. Потом Сережа спел упражнения 44, 45, 46, изложение, диктант и, наконец, сочинение на тему: «Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века». Учителя выглядывали из окон и, кажется, были довольны.
Вдохновленный тем, что на него не кричат, Сережа спел английский алфавит. Потом он спел параграф №18 – «Рабовладельческий строй в Древнем Риме», «Животный и растительный мир средней полосы», таблицы Менделеева, умножения, строение клетки.
И когда Сережа спел все, из школы вышли довольные учителя и поставили ему пятерки. Кроме учителей по физкультуре и по труду, которые вышли очень недовольные и поставили двойки.
«Всем не угодишь», – подумал Сережа.
(Из сборника «Хитрый Зубов»).

– Вы пишете исключительно короткие рассказы?

– Однажды я пробовал написать длинную повесть, но она у меня все равно распалась на короткие рассказы. По-другому не получается. Вероятно, это мой стиль. И не я его выбрал, а он меня.

– Можете привести пример, как было написано какое-то произведение?

– Как-то раз за лето я написал 30 историй (хотя на самом деле это немного), каждая размером на страницу. Просто лето такое выдалось. Я бродил по горам, а писать при активном отдыхе довольно сложно. Сильно устаешь, голова к вечеру совершенно не работает. С другой стороны, когда только ходишь, не читаешь, музыку не слушаешь, когда все давно разрядилось и нет ни батареек, ни розеток электропитания, а под рукой только ручка и блокнот, откуда-то появляется потребность заняться уже каким-нибудь интеллектуальным трудом. Так у меня сложились сказки «Про королей и вообще». Все 30 историй, написанные в горах, вошли в этот сборник. И, кстати, писал я их для взрослых. Но дети их тоже знают и читают. И я рад этому больше, чем если бы ее знали только взрослые.

– Как уживаются стихи и проза?

– Сам не знаю. Просто некоторые ситуации, которые наблюдаешь, просятся стать стихотворением. Это все происходит неосознанно. Наверное, я, опять же, делаю это на уровне какого-то чувства. Хочется сейчас написать вещь в ритме более четком, выраженном – получается стихотворение. А в других случаях ты чувствуешь этот ритм, а получается рассказ… Я не знаю, как это происходит, такое как-то иначе осознается. По счастью, мне одинаково легко дается написание и стихов и прозы.

– Артур Александрович, наверняка вы читаете своих коллег, других детских писателей. Есть книга, которая произвела на вас особое впечатление?

– «Ветеран Куликовской битвы» Павла Калмыкова. Она вышла небольшим тиражом, но, при желании, найти ее можно. Мне очень понравилась эта повесть, которую сам автор назвал документальной сказкой.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 121 (3672) от 02 июля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Прогулка с Чернопузиком по «Заряне»,
или Почти мистическая история
Владлен Гордиенко
Крылатые ходоки
Как-то я застал врасплох кормившегося на береговом склоне мелиоративной канавы коростеля. Эта скрытная птица почему-то беспечно расхаживала на открытом, лишённом растительности месте ...
Иван Назаров
Читайте в этом номере: