08:00 МСК
Четверг
14 / 11 / 2024
1653

«…опора в годину невзгод»

Первая мировая война в творчестве Сергея Есенина

Известие о начале Первой мировой войны застало Сергея Есенина в Кон­стантинове. Он, находясь на каникулах в университе­те имени А.Л. Шанявского, вернулся из Москвы, оставив работу в типографии И.Д. Сытина. К тому времени в журналах «Мирок» и газете «Путь правды» уже появились первые публикации есенинских стихотворений. В родном селе поэт пробыл до начала осени.

Вполне понятно, что все сильнее раз­горавшаяся кровопролитная бойня не могла не вызвать отклика на эту всенародную трагедию. Из-под пера Есе­нина в 1914–1915 годах вышли стихотво­рения «Молитва матери», «Узоры», «Занеслися залетною пташкой...», «Удалец», «Богатырский посвист». В них и скорбь по погибшим, и вера в победу русского воинства: «Видит она поле, поле перед боем, где лежит убитым сын ее героем», «Девушка рисует мертвых на поляне, на груди у мертвых – красные цветы», «Ро­дина, черная монашка, читает псалмы по сынам», «Ой, мне дома не сидится, раз­махнуться б на войне», «Побросали нем­цы шапки медные, испугались посвисту богатырского...»

В мировую войну оказались втянуты­ми многие государства. В августе 1914 года территория нейтральной Бельгии была оккупирована германцами. Есенин посвятил этому событию сочувственные строки:

 

И жребий правды совершится:

Падет твой враг к твоим ногам

И будет с горестью молиться

Твоим разбитым алтарям.

С болью откликнулся поэт и на окку­пацию в 1915 году немецкими и австро-венгерскими войсками Польши:


Над Польшей облако кровавое повисло,

И капли красные сжигают города.

Но светит в зареве былых веков звезда.

Под розовой волной, вздымаясь, плачет Висла.

 

Идея православного единства, всегда озарявшая сердца патриотически настро­енных россиян, волновала и Есенина. В его стихотворении 1915 года «Греция» есть и такие строки:

Возьми свой меч.

Будь Сербии сестрою,

Напомни миру

сгибнувшую Трою,

И для вандалов

пусть чернеют меч и плаха.

Яркую картину армейских проводов дал Сергей Александрович в стихотворе­нии «По селу тропинкой кривенькой...»:

 

Зори пенились и таяли.

Все кричали, пяча грудь:

«До рекрутства горе маяли,

А теперь пора гульнуть».

Но если в этом произведении присут­ствуют в основном радостные краски, то в поэме «Русь», созданной тоже в 1914 году, звучит глубинная печаль:

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

 

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слез,

Клали в сумочки

пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

 

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ.

Вот где, Русь,

твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод.

 

Затомилась деревня

невесточкой –

Как-то милые в дальнем краю?

Отчего не уведомят

весточкой, –

Не погибли ли в жарком бою?

Судьба другого произведения, также посвященного событиям Первой мировой войны, оказалась не только драматичной, но и загадочной.

После поражения русских армий в Пруссии в августе-сентябре 1914 года Есе­нин написал об этом горьком событии поэму «Галки». В ней он говорил и о погибших солдатах, и о «плаче жен по убитым». Есенин пытал­ся напечатать поэму в московском и пет­роградском журналах, даже выезжал по поводу ее издания в Вологду, но цензу­ра запретила публикацию «Галок». Поэма была конфискована полицией, рукопись этого произведения исчезла.

Есенин откликался на военные события не только в стихотворных произведениях. В конце 1914-го – начале 1915 годов он написал статью «Ярославны плачут». Она была опубликована в московском журнале «Женская жизнь». В статье цитировались строки из стихотворений тогдашних российских поэтесс. Заканчивалась она такими словами: «Нам одинаково нужны Жанны д`Арк и Ярославны. Как те прекрасны со своим знаменем, так и эти со своими слезами».

В марте 1916 года двадцатилетнего поэта, автора уже получившей широкую известность первой книги стихов «Радуница», призвали в армию. Он сначала «был включен в состав запасного батальона, го­товящегося для отправки на фронт», а за­тем Есенина откомандировали в полевой Царскосельский военно-санитарный по­езд № 143 имени императрицы Александ­ры Федоровны. Поэт носил ефрейторские погоны, до марта 1917 года служил сани­таром, выезжал к линии фронта за ране­ными для доставки их в лазарет. Впечат­ления от этих поездок на позиции легли в основу известных строк поэмы «Анна Сне­гина», созданной уже в 1925 году:

Я думаю:

Как прекрасна Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек?

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

И чувствую в скулах упрямых

Суровую судоргу щек.

Патриотизм поэзии Сергея Есенина никогда не был официозным. Именно ис­кренность и лиричность творчества, чув­ство сострадания к трагическим судьбам верных защитников России, личное участие в жизни страны – все это стало для поэта вечной основой той поистине народной любви к его не­сметному таланту. И вновь звучат в сердце есенинские строки: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод».

 Владимир Хомяков,
руководитель сасовского литературного клуба «Первая строка»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 156 (4704) от 23 августа 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Рязань – столица ГТО
Вячеслав Чирков
Души и рук творения
Олег Дробышев
Читайте в этом номере: