Финальный этап культурно-просветительского проекта «В сторону Тарковского» 2014 года подошел к своей кульминации. Рязанцам представилась возможность пообщаться с выдающимися деятелями кино. Встреча с режиссером Андреем Звягинцевым собрала полный зал, что совсем не типично для наших мультиплексов.
– Если в мультиплексе висит портрет Тарковского, то, может быть, кто-то из посетителей задастся вопросом – кто это такой, и для него начнется путь постижения настоящего кино, – с иронией отметил Звягинцев, рассматривая афиши возле кассы, где компьютерные «стрелялки» соперничали с мультфильмами-ужастиками.
Андрея Звягинцева называют одним из ярчайших представителей мирового авторского кино. Правда, его фильмы всегда собирают огромные аудитории, что для артхауса все-таки редкость.
Зритель узнает в них себя самого и сегодняшнюю реальность и открывает новые духовные измерения мира, о которых раньше не задумывался.
Кино, которое делает Звягинцев, не дает готовых ответов, но способно в чутком зрителе совершить внутренний переворот.
ВИДЕО Дмитрия Соколова
– Открытый финал заставляет сдвинуться с той привычной точки, в которой зритель находился, когда входил в кинозал. Он всегда оставляет необходимое пространство для размышлений, есть возможность остаться наедине с собой и подумать. Мне кажется, в этом проявляется уважение к зрителю. Режиссер не пытается решить за него вечные проблемы бытия, подсунуть какие-то простенькие выводы, – высказал свою точку зрения Андрей Звягинцев, отвечая на вопросы «РВ ТВ».
В начале двухтысячных только ленивый не жаловался на то, что в России невозможно снимать качественное, умное кино. И тут откуда ни возьмись появился молодой актер Звягинцев, снял фильм «Возвращение», и все попадали со стульев. Начались сравнения его с Тарковским и Антониони, картины «Возвращение», «Изгнание», «Елена» получили призы на мировых кинофестивалях. До своего оглушительного триумфа Андрей успел поработать дворником и помаяться без ролей в театрах.
Он принципиально не отвечает на вопросы о содержании и смысле своих картин.
– Фильм раскрывается в голове смотрящего. И есть еще одна особенность. Не только мы смотрим кино, но и кино смотрит нас. Рассказывая потом о своих впечатлениях, каждый транслирует свои проблемы, переживания, страхи, которые как бы высвечиваются лучом кинопроектора.
И все-таки о самой сокровенной стороне фильма «Возвращение» после его показа Звягинцев не мог не сказать в зрительном зале:
– Меня интересовала тема взаимоотношений с Богом, встречи Отца, кто он для нас, как мы его принимаем.
Миг существования на пороге вечности, земная жизнь как временное пристанище души – то, что объединяет творчество великих режиссеров. По признанию Андрея Звягинцева, подлинный духовный переворот в нем произвели фильмы Антониони. А зерна мировоззрения еще в юности заронили картины Тарковского – «Солярис», «Зеркало, «Сталкер»…
– Я, может быть, мало что понимал в них, особенно в «Зеркале», но не мог оторваться от экрана.
В этом году Звягинцеву пришлось побыть в роли строгого критика – возглавить жюри сочинского кинофестиваля «Кинотавр». О работах коллег отзывается с большим уважением:
– Радует, что молодые режиссеры обращаются в своих поисках не к фантазиям и сказкам, а к реальности, им интересна подлинная жизнь, и они ее исследуют, часто используя документальный способ повествования, так называемый «Вербатим».
Упреки некоторых критиков в том, что молодые режиссеры часто сгущают краски, чернят действительность, считает безосновательными. Настоящий художник должен быть честным перед собой, а фальшивый, натужный оптимизм опасен тем, что может потушить искру таланта. Настоящий мастер всегда соблюдает грань, отделяющую остро социальное кино от чернухи.
– Нельзя показать то, чего не существует. Если мы сознательно пытаемся избегать некоторых тем, наводим глянец, прячемся за смешки, то это равносильно тому, что мы закрываем глаза и не хотим видеть жизнь, какая она есть. Чернуху мы придумываем себе сами, она в головах. Для чистого взора все чисто, как говорил Марк Аврелий. Что ты видишь на экране, тем ты и являешься. Мы довольно долго жили в том времени, когда про гениальные картины говорили: их не надо смотреть, они вредны, неправильно изображают историю, нас с вами. Такой участи не избежал и Тарковский. Хотели спрятать подальше с глаз долой фильмы, в которых слышался голос правды. И чем это все закончилось? К авторской позиции нужно относиться с уважением, если это только не злонамеренный эпатаж и движение в бездну. Тогда, наверное, стоит писать на постерах: «Осторожно! Ограничение по возрасту».
С нетерпением ждут рязанцы выхода на большой экран премьерного фильма Звягинцева «Левиафан». В российских кинотеатрах он появится в начале следующего года. Москвичи смогут посмотреть его через несколько недель, в сентябре, и то лишь в одном кинотеатре. После Каннского фестиваля «Левиафану» прочат блестящий европейский прокат. Звягинцев не сомневается, что интерес к фильму на родине будет не меньший, ведь рассказывает он о самых животрепещущих проблемах современности. Вот только с прокатом в стране у нас проблемы.
– В Америке 40 тысяч кинотеатров, и где-то 500 из них специализируются на авторском, экспериментальном кино. У нас в России, по моим сведениям, 2700 кинозалов, заниматься прокатом серьезного кино умеют единицы. Но интерес к фильму будет, я знаю это, чувствую. Возможно, люди увидят его в сети Интернет, скачают торренты. А то, что он в Сети окажется, как только выйдет в прокат, я уверен. С «Еленой» было точно так же. На следующий день после показа фильма по ТВ его можно было скачать на пиратских сайтах, причем в исключительно хорошем качестве.
По мнению Звягинцева, авторское кино в России переживает серьезный кризис. Его попросту негде смотреть. Современные мультиплексы – часть огромной индустрии развлечений. И чем веселее, разухабистее зрелище в кинозалах, тем больше денег оно собирает у публики, приходящей в торговый комплекс, чтобы расслабиться и оторваться по полной. Другое дело, что и зритель изменился.
– Что совершенно точно – он помолодел. Посмотрите на средний возраст – примерно от 14 до 23 лет. Ты приходишь в мультиплекс, смотришь на афиши и ничего не можешь выбрать для себя. Сплошная анимация, компьютерная графика. Кино для людей с подростковым интеллектом. И не потому ли, кстати, молодеет аудитория, что ее кормят аттракционами, вместо того чтобы показывать искусство. Вот у вас в Рязани есть хотя бы один кинотеатр, где можно посмотреть серьезное «музейное» кино?
По мнению режиссера, именно такие проекты необходимы регионам для культурного самообразования зрителей. Ну а то, что тяга к серьезному, философскому кино не иссякала, свидетельствовал вечер встречи с Андреем Звягинцевым, которого долго не отпускали со сцены без автографа, и можно было услышать вместо прощания: «Спасибо, что вы есть».
P.S. Сегодня – продолжение Тарковских чтений. В камерном зале областной филармонии состоится встреча с выдающимся режиссером анимационного кино Юрием Норштейном (16.00, вход свободный!).
Будут подведены итоги конкурса «Океан Солярис – острова памяти». В 19 часов Рязанская филармония приглашает зрителей на концерт Рязанского Губернаторского симфонического оркестра «Музыка мирового кинематографа».
Во втором отделении концерта примет участие специальный гость – народный артист России, композитор Эдуард Артемьев.