24 августа для Украины особая дата: 23 года назад в этот день она объявила о своей независимости. И в планах нынешнего киевского руководства было отметить 23-летие незалежности широко, заявив об успешном проведении «антитеррористической операции» на востоке страны во время парада «победителей». Не получилось. Не заявили, не победили. Правда, парад все же состоялся. Промаршировавшие бойцы с площади отправились опять на восток – продолжать «АТО», которая на деле выливается в непрекращающуюся войну с собственным народом.
Прошел в этот день и парад украинского ВМФ в Одессе, во время которого шторм раскачивал корабли, а участников действа нещадно поливал дождь. Короче – погода не благоволила «победителям». И не только погода. Не пришло ожидаемых к дате сообщений из Донецка и Луганска. Здесь ополченцы взяли инициативу в свои руки и, судя по поступающим сообщениям, взяли серьезно. Да еще и ответили парадом на парад, проведя по центру Донецка колонну пленных украинской армии и взятую в боях технику, – «подарок» к празднику от непокорного Донбасса. Так что официальному Киеву, уверявшему, что к дню независимости с «сепаратистами», «террористами» и прочими «недолюдями» будет покончено, не удалось рапортовать о победе.
Впервые за время непрекращающихся боевых действий на юго-востоке украинский президент Петр Порошенко признал: в стране идет война. Да, идет. И уже не один месяц. Но не отечественная, как он попытался ее представить, а самая настоящая гражданская, в которой страдают, гибнут, остаются без крова люди одной страны, одной крови.
На минувшей неделе мы с волнением следили за передвижением российского гуманитарного конвоя к Луганску. Сначала – долгое обсуждение условий и обязательств, которые непрестанно менялись. Хотя, казалось бы, официально «добро» из Киева было получено еще 12 августа, но лишь через десять дней, устав выполнять все претензии и требования украинской стороны, колонна белых фур от российско-украинской границы направилась к Луганску, пройдя, как и положено, таможенные посты. Направилась, потому что не пристало терпеть откровенно циничное и вызывающее отношение украинской власти. По этому поводу российский МИД высказался совершенно определенно: «Дальше терпеть подобный беспредел, откровенную ложь и недоговороспособность было нельзя». И тут началось. В ход пошли самые «убойные версии». Россия вторглась на территорию Украины. Везут не муку и медикаменты, а военную технику. Вывозят оборудование. В общем, дали волю самым невообразимым фантазиям, которые могут возникнуть только в воспаленном сознании.
В этом «бреду» никому из «фантазеров», конечно же, не пришло в голову вспомнить о постановлении Международного суда ООН, принятого еще в 1986 году. А в нем черным по белому написано: «Предоставление чисто гуманитарной помощи лицам или силам другой страны, какими бы ни были их политические убеждения или цели, не может рассматриваться как незаконная интервенция или действие, другим образом нарушающее международное право». И как-то совсем уж не хотелось вспоминать «фантазерам» о том, что пару лет назад Вашингтон доставил помощь в Сирию стоимостью в 1,2 млрд. долларов, не утруждая себя испрашиванием на то разрешений ни у Международного Красного Креста, ни у официальных сирийских властей.
Впрочем, заявления ряда европейских политиков, прозвучавшие на минувшей неделе, говорят о некотором смещении акцентов в оценке ситуации на Украине и позиций России в ее урегулировании. Будут ли эти акценты расставляться более определенно, без оглядки на «подсказки» из-за океана, покажет уже ближайшее время.