11:31 МСК
Понедельник
07 / 10 / 2024
1272

Пролив Хинлопен свободен от ледового покрова

Сообщают участники экспедиции «Полярный меридиан. Шпицберген-2014»

По информации пресс-центра Михаила Малахова, руководителя проекта, на третьем этапе экспедиции участники проекта поднялись уже на четыре горы, обнаружив исторические сигналы, установленные шведскими исследователями в 1898-1901 гг. Пролив Хинлопен свободен от обломков ледников, но последние дни дует сильный ветер, падает температура воздуха. Участникам проекта пришлось пережидать шторм в бухте рядом с горой Ловен. В целом самочувствие путешественников нормальное, хотя Михаил Другов все же серьезно простыл.

Руководитель экспедиции Михаил Георгиевич Малахов связался с Рязанью по спутниковому телефону и рассказал:

– На Шпицбергене дохнуло зимой. В ночное время, хотя это очень условно, поскольку солнце до сих пор не уходит за горизонт, температура падает ниже нуля. Когда мы поднимались на гору Тампоинт, термометр зафиксировал рекордные –3 градуса. И все лужи, ручейки, мелкие речушки оказались покрыты льдом. Да и мы сами по себе чувствуем: требуется уже гораздо больше одежды, чтобы согреться, поскольку низкая температура дополняется ветром, особенно на вершинах, и все это создает реальные зимние условия.

Несмотря на более жест-кие условия, экспедиция продолжает работу. Я доволен тем, что мы действуем по плану. Обследовали 4 места, где стояли, да и сейчас стоят сигналы, поставленные уже шведскими исследователями на рубеже XIX и XX столетий. Они немножко другие, нежели монументальные каменные сооружения, которые делали россияне. Но большинство из них сохранились в хорошем состоянии, – отметил Михаил Малахов. По словам путешественника, поднимаясь на гору Тампоинт в ту ночь, когда температура упала до –3 градусов, участники похода с удивлением обнаружили наверху (а высота около 500 метров) наросты льда. Льда много, сотни килограммов, а то, может быть, и тонны, поэтому, конечно, металл не выдерживал. А вот камни продолжают стоять. Поэтому шведские исследователи стали со временем дополнять свои металлические конструкции каменными гуриями по образцу тех, которые делали россияне.

– Очень доволен, как идут работы и как ведут себя люди. Вчера поднимались на гору Ловен. Казалось бы, 400 метров, и мы покоряли гораздо более крутые вершины, но эта нам далась особенно тяжело. Можно себе представить трехкилометровую узкую полоску вершины горы: ширина от 200 до 2-3 метров, с западной стороны ледник подпирает гору и по высоте даже выше, чем гребень Ловена, справа – отвесные обрывы практически до самого моря, ну а с севера и с юга это все засыпано толстым слоем крупной или мелкой щебенки, настоящей щебенки, которой укатывают дороги. И эти южный и северный склоны – единственные дороги вверх и вниз. Именно по такой щебенке мы поднимались в последнюю ночь. Под ногами все ползет, все очень круто. Иногда камни срываются и летят вниз на тех, кто находится ниже. Непростая работа. Три часа мы висели на склоне, не имея возможности даже расслабиться под пронизывающим ветром. Я очень доволен, что никто, даже наши женщины – Линда из норвежской команды и Юлия Воробьева – и не подумали отправиться вниз, а упорно ползли наверх для того, чтобы увидеть те четыре сигнала, которые стоят на этой горе. Так что участники экспедиции отличаются не только морозостойкостью, но и большим упорством, хорошей физической формой. Еще доволен тем, что российская и норвежская части экспедиции работают очень дружно. Несмотря на сложности, каких-то конфликтов не наблюдается. И психологическая обстановка такая, какая должна быть у команды, которая делает одно общее дело. Приятно, что наши норвежские коллеги осознали значимость проекта для нас и в целом для истории. И я не могу обвинить их в том, что они пытаются как-то нас остановить. Наоборот, капитан судна англичанин Крис идет навстречу даже в рискованных ситуациях, понимая уникальность проекта. Так что на борту «Prolific» работает единая, очень слаженная команда единомышленников. И это хороший залог того, чтобы проект закончился успешно, – заключил Михаил Малахов.

Команде предстоит рискованный бросок далеко на север, к самой крайней точке архипелага Шпицберген, где участников проекта ждет небольшой сигнал на одном из островов. Пока, несмотря на сильные ветра, шторм, который разыгрался в последние сутки, льдов не наблюдается, вода чистая.

По материалам пресс‑службы центра «Полюс»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 158 (4706) от 27 августа 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Без договора нет разговора
Незаконные временные сооружения в Рязани будут снесены
Вячеслав Астафьев
ХК «Рязань» – самый прогрессирующий клуб ВХЛ
Михаил Солдатов
Читайте в этом номере: