06:29 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1888

Вместе, но по-своему

Таков принцип современного сельского общеобразовательного учебного заведения

С некоторых пор многие сельские общеобразовательные учебные заведения приняли необычный, по сравнению с прошлыми годами, формат: наиболее многочисленные из них стали базовыми, присоединив к себе в качестве филиалов школы, гораздо меньшие по составу. Директором одного из таких новых образований – Льговской средней школы Рязанского района – два года работает Сергей Николаевич Хлыстов, с которым ведет разговор корреспондент газеты.

Для справки: С.Н. Хлыстов закончил Рязанский педуниверситет в 1997 году, получив диплом преподавателя биологии и химии, и с этого времени начал учительствовать в Листвянской средней школе Рязанского района. Через несколько лет стал заместителем директора школы по воспитательной работе, а в 2012 году получил назначение на должность директора школы во Льгове…


Р.В.
 – Сергей Николаевич, базовые школы с филиалами являются результатом процесса оптимизации системы образования, и есть люди, в том числе те, кто в школе не работает, которые считают, что хорошего в таком объединении школ мало, разве что экономия средств.

С.Х. – Я глубоко убежден: то, что сделано по линии оптимизации (по крайней мере, в нашем районе), вполне обоснованно и правильно – даже в случае, если какие-то школы не присоединяются в качестве филиалов к большой школе, а вливаются в нее. Правда, стало уже общим местом говорить, что деревня без своей школы умрет, люди из нее уедут. На мой взгляд, народ станет уезжать тогда, когда у детей в данном населенном пункте не будет возможности получить хорошее образование. А какое качественное образование может быть в крохотной школе, где иногда работает всего один учитель? Заболел он, заменить некем, и все – нет занятий. В большой школе у ребенка значительно расширено общение, больше возможностей для социализации. Когда закрыли маленькую школу в селе Болошнево и дети стали ездить на автобусе в Листвянку, я помню, как они робели и в первые дни даже побаивались выходить на перемену из класса. Потом освоились, стали намного бойчее.

Форма, когда есть базовая школа и филиалы, также, в первую очередь, преследует образовательные и воспитательные цели, а не только сокращение управленческого персонала. Когда глава администрации нашего района Виктор Николаевич Пронькин предложил мне место директора Льговской базовой школы, он четко поставил задачу: необходимо создать единое образовательное пространство, в котором были бы условия для получения высокого качества знаний и комфортного пребывания детей в школе. Что за комфорт? Это светлые классы, теплые туалеты, современная школьная мебель, комплекты учебников для всех ребят и тому подобное. За два года движения в этом направлении мы что-то успели сделать, детям в наших школах стало учиться намного приятнее.

Р.В. – Назовите, пожалуйста, ваши школы, сколько ребят в них учится.

С.Х. – У нас четыре филиала, которые по сути являются основными школами: это Дядьковская, где занимаются 87 учеников, Новоселковская с 65 учениками, Вышгородская, в которой 50 школьников, и Кораблинская, в которой 45 ребят. Льговская базовая школа – это относительно большое учебное заведение, в нем 130 учащихся, здесь и относительно новое, по сравнению с другими, школьное здание, построенное около 30 лет назад.

Р.В. Если продолжить говорить о комфортных условиях, то ведь они зависят в первую очередь от того, сколько выделяют школе денег.

С.Х. – Не всегда. Бывает, что учителя, руководители школ привыкли к тому, что есть (как иногда говорят, взгляд замылился), и им не хочется, даже странно что-то менять. Это относится и к приемам, методике педагогической работы. Поэтому базовая школа как некий центр передового педагогического опыта, некий во всех отношениях движок призвана играть большую роль.

Р.В.  Директора базовой школы можно назвать первопроходцем. Как вам работается?

С.Х. – Мне очень повезло с помощниками – заместителями по учебно-воспитательной работе Валентиной Анатольевной Балуевой и Еленой Николаевной Ерохиной, которых я сам таковыми назначил, выбрав из льговских учителей и угадав в них своих единомышленников. Наши взгляды на структуру школы, роль ее базы и филиалов абсолютно совпадают. Мы ни в коем случае не хотим отдалять их друг от друга, а, наоборот, стараемся как можно больше объединить, чтобы их жизнь тесно переплеталась. Планируем и проводим несколько раз в году разного рода общешкольные мероприятия для ребят. Одним из самых интересных и полезных, на мой взгляд, является научная конференция, к которой учащиеся всех наших школ очень старательно готовятся, а потом с большим волнением на ней выступают. Смогли мы также организовать и обмен педагогическим опытом, часто ездим друг к другу на открытые уроки…

Р.В. В школе есть свой автобус?

С.Х. – Автобуса у нас пока нет, обходимся общественным транспортом, и это не представляет особого труда. Все школы удачно расположены и сравнительно недалеко: расстояние между крайними точками – где-то около 20 километров. При этом у многих есть свой личный транспорт, так что для учителя не проблема вести свой предмет и в одной, и в другой школе, если есть в этом необходимость.

Проявляя стремление организовать общешкольную жизнь, мы вовсе не хотим нивелировать наши школы. Пусть у каждой из них остается свой «конек», какое-то любимое направление: в Вышгородской школе – спорт, в Новоселках – художественная самодеятельность, в Кораблине и Дядькове – краеведение… И все же мы – одна школа. Ребята, выпускники филиалов, получают аттестат, где сказано: закончил Льговскую среднюю общеобразовательную школу… А значит, нам нужны, пользуясь распространенным сейчас выражением, различного рода скрепы. В будущем учебном году попытаемся, например, объединить систему дополнительного образования. В базовой школе и пока лишь в одном из филиалов будет работать кружок по конструированию – «Робототехника». Конструирование было когда-то очень развито в советской школе, что давало хорошие основы математическому образованию. Так что мы считаем это направление очень важным. Примечательно, что занятия в объединениях станет вести молодой педагог базовой школы. Он достаточно подготовлен к этому, побывал на Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест», на выставке «Образовательная среда»…

Р.В. Учителей вам хватает? Много ли среди них молодых?

С.Х. – Учителей пока хватает, но стоим на грани. В базовой школе у нас достаточно молодой коллектив – сказывается близость ее к областному центру, где живут многие молодые специалисты. Филиалы от Рязани подальше, и это рождает проблему, которую не каждый начинающий учитель желает преодолеть. Хорошо было бы, если бы они имели возможность получить жилье или хотя бы комнату в общежитии в сельской местности. Насколько я знаю, такая идея у администрации нашего района есть.

Р.В. Жилье, зарплата – конечно, это для всякого молодого специалиста важно. Но есть еще одно – отношение к нему в коллективе. Знала молодого педагога, на котором в сельской школе, где он начал работать после вуза, поставили жирный крест: мол, нет у него призвания. А потом он стал призером на конкурсе учителей Рязани. Затем снова что-то случилось – ушел в дворники. Сейчас занимается бизнесом.

С.Х. – Абсолютно уверен, что, если мы ставим перед собой цель создавать условия для всестороннего развития ребят, то мы должны обеспечивать такие же условия и для молодого педагога, и тогда, очень возможно, он станет талантливым учителем. В этом роль коллектива школы, ее руководителя огромна. Исходя из своего первоначального учительского и уже директорского опыта, скажу, что молодому специалисту в школе надо давать больше творческой свободы, воли, а иногда даже в чем-то идти у него на поводу. Вот хочет парень для занятий ноутбук именно такой модели или в своем классе белый ламинат на полу – директор должен расшибиться, но угодить ему. Самое замечательное от этого будет, когда в кабинет к молодому учителю придут его друзья, которые, например, тем же бизнесом занимаются, и будут восхищаться: «Как же у тебя здорово!» И он почувствует очень важную для нашего времени вещь: быть учителем – это современно, модно… Как говорит молодежь, это круто!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 159 (4707) от 28 августа 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Волшебная страна знаний
ждет рязанцев 30 августа на Лыбедском бульваре
Вячеслав Астафьев
Сласти от Марины – вам на именины
Читайте в этом номере: