В Пушкинских Горах, в живописном лесу неподалеку от музея-заповедника «Михайловское», в начале августа проводится необычный театральный фестиваль «ЛИК». Многозначительная аббревиатура значит «Лаборатория искусств Кордон-2», что восходит к истории создания творческой лаборатории, но и воспринимается как символ театра. Фестивалю сценой служит сказочно оформленная поляна, воспроизводящая знаменитые строки Пушкина о Лукоморье и его обитателях. Спектакли играются под открытым небом, но в эту пору в Пушкинских Горах всегда роскошная погода. В 2014 году состоялся юбилейный, десятый фестиваль «ЛИК» под названием «Театральный урок. Уроки ЛИКа от немоты до крика».
Это повод поздравить не только организаторов «ЛИКа», но и всех его участников и зрителей – число театральных коллективов, выступавших «у Лукоморья», приблизилось к сотне, а посетителей – к 20 тысячам! Два года фестиваль проводился при участии Государственного Пушкинского заповедника «Михайловское».
На «ЛИК» приезжали театры из городов России, Германии, Австрии, Италии, Израиля, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии. «ЛИК» мечтает завязать сотрудничество с интересными коллективами из Рязани, начиная с театра «Предел» Владимира Деля. От Владимира я услышала о «ЛИКе» четыре года назад и пожелала стать его зрителем. Это гостеприимный и открытый фестиваль, в чем я убедилась лично, познакомившись с его организаторами – соучредителями Некоммерческого партнерства «ЛИК-2» художником и скульптором Петром Быстровым, «хозяином» сказочной поляны, и артистом, поэтом, главным режиссером Русского драматического театра в Берлине Григорием Кофманом, художественным руководителем «ЛИКа». Меня тут же назначили председателем «зрительского жюри», а затем включили в общественный совет фестиваля. Всякий, пришедший как друг, «ЛИКу» важен – «свежая кровь» и незамутненный взгляд. Больше всего в творческой лаборатории боятся стагнации, потому постоянно, как чеховский Треплев, ищут новые формы, новых участников и новые удачные постановки.
За время дружбы с фестивалем «ЛИК» я столько узнала о современном театре!.. Одна из его характерных тенденций (не только в России!) – отход от «чистой» драматургии. Сегодня театр в буквальном смысле начинается с книги, и на театральные подмостки все чаще выходят спектакли, в основе которых проза, поэзия, даже эпос. В этом году мне повезло увидеть постановку по «Слову о полку Игореве», совмещавшую пластическую технику славянских ритуалов с декламацией архаического текста (в исполнении театральной группы Елены Кузиной). Обилие в спектакле движения как основы сценического действа – вторая тенденция.
На «ЛИКе» демонстрировались прекрасные моноспектакли по стихам В. Маяковского, М. Цветаевой, О. Мандельштама, И. Бродского, норвежца Харри Эдмунда Мартинсона, лауреата Нобелевской премии по литературе 1974 года, спектакль по поэмам П. Васильева, спектакли по рассказам А. Чехова, М. Зощенко, многоплановые постановки по «Хазарскому словарю» Милорада Павича и многие другие театральные действа не на основе пьес. Просветительское значение «сопряжения» театра с библиотекой трудно переоценить. Нам порой недосуг перечитать классику или ознакомиться с литературной новинкой. Инсценировка расширяет литературный кругозор и доставляет эстетическое наслаждение.
В программу «ЛИКа» каждый год входят и пьесы – классика Пушкина, Булгакова, Франсуазы Саган, авангард Габриэля Гарсиа Маркеса («Женщина, которая приходила ровно в шесть»), абсурд Славомира Мрожека («Серенада», «Вдовы»), концептуализм Аркадия Бартова («Акты»), психоделика Людмилы Петрушевской («Стакан воды»). В этом году драматургическая часть объединяла классическую пьесу, современную пьесу и премьеру. Гатчинский театр «За углом» поставил «Занозу» Ф. Саган – об актрисе-неудачнице, разыгрывающей для одного зрителя роль, будто бы она звезда сцены, временно скрывающаяся от славы. Театр «SUR-prize» из Риги привез музыкальную комедию абсурда Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера», семейно-криминальную историю, по итогам 2008 года объявленную критиками лучшей пьесой года. Но эти пьесы уже известны театральному сообществу. Одним из открытий юбилейного «ЛИКа» стала пьеса драматурга Леонида Савина «Шабаль», до этого всего раз отыгранная в Петербурге коллективом «Безымянный театр», где сейчас в работе еще три пьесы этого автора. Диалектное слово обозначает бревно, брус для подпорки какого-то сооружения. В истории Савина шабаль лежал в фундаменте сельской школы и научился грамоте и всему «разумному, доброму, вечному». Но школу (в «умирающей» деревне) упразднили, шабаль пустили под лесную дорогу через болота, и он заговорил с туристом, идущим в лес навещать свою малую родину, но не нашедшим даже кладбища на месте деревеньки… В пьесе три сюжетных линии: история туриста, изменившего свое мировоззрение в ходе бесед с шабалем, трогательная история любви сельских стариков, доживающих век в этой глуши (они и умрут тут вместе), и… будни театра, где ставится фантастическая пьеса о говорящем бревне и одиноких деде Грише и бабе Клаве. Как пояснил драматург, идейной основой для пьесы стала книга философа и психолога Эриха Фромма «Искусство любить». Но глубинное философское начало не так заметно, как драма утраты собственных корней, разрыва семей, «расхождения» человека с природой. Именно эти человеческие проблемы сделали «Шабаль» одной из самых полюбившихся зрителю постановок фестиваля. Худрук Григорий Кофман признался, что хотел бы чаще провозглашать на фестивале новые имена и работать над «необкатанными» пьесами.
Остальные спектакли были поставлены по прозе – рассказам Шукшина, сказам Шергина, народным сказкам, рассказам детского писателя Артура Гиваргизова – или стихам. Вторым открытием десятого «ЛИКа» стало имя Николая Агнивцева (1888 – 1932), русского поэта-эстрадника, к сожалению, не слишком известного читателям. По его веселым любовным стихам поставил спектакль «18+ Серебряного века, или Мои песенки» театр-студия «Гротеск» (Псков). Покорила осовремененная игра артистов («Детский центр» музея А.С. Пушкина, Москва) на вечный текст «Руслана и Людмилы».
Творческая группа Леонида Левина из Петербурга исполнила спектакль по «Запискам сумасшедшего» Н. Гоголя, где центральную роль сыграл Григорий Кофман, мастер художественного чтения. Безумие оттеняли стихи Мандельштама. Кофман доставил публике удовольствие и главной ролью в постановке «Икота. Тишина» по поэме В. Ерофеева «Москва – Петушки» казанского театрального общества «Тедельмид». Фрагмент поэмы, посвященный феномену икоты и ее «обратной стороны» – тишины, превратился в зрелище беды человека, который ищет совершенства, но разрушается изнутри. В этом спектакле с особым значением прозвучала фраза из Евангелия.
Потому я так подробно описываю фестиваль «ЛИК», что подобный форум может быть создан в любом регионе. В Рязани есть такой же культурный «эпицентр» – музей-заповедник великого Сергея Есенина. Есть множество одаренных театральных коллективов, способных представить свои работы на естественной «сцене». Есть и драматурги. Есть все, чтобы последовать благому примеру. Публика, уверена, ответит благодарностью и аплодисментами, особенно молодежь, тянущаяся к «неформальному» приобщению к культуре. В формате «ЛИКа» ежегодно с успехом проходит «детский день» в воскресенье: спектакли для малышей начинаются в 16.00 и продолжаются до вечера. Просвещение в виде игры всегда находит живой отклик у людей – а это залог того, что урок прекрасного не будет забыт, но приблизит к совершенству.