Год культуры в регионе уже отмечен многими интересными и яркими событиями, запомнившимися жителям нашей области. Чем стал Год культуры для вуза, который более тридцати лет готовит высокопрофессиональные кадры для социально-культурной сферы региона, рассказывает директор Рязанского института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств Владимир Калинин.
Р.В. – Владимир Валентинович, Год культуры для вашего института отличается чем-то от других лет?
В.К. – Для нас этот год особый, прежде всего, потому, что из названия филиала ушло слово «заочный». Это веление времени. Тем более что опыт очного обучения у нас имеется, ведь 15 лет назад мы, например, начали в дневном режиме обучать дизайнеров, а сегодня открыли очное обучение по двум направлениям: социально-культурная деятельность и хореография, и этот список будет расширяться. В Год культуры нам практически в три раза увеличен план приема на бюджетной основе, и мы осуществили набор на очное и заочное отделения более чем по двадцати востребованным в регионе профилям. Кстати, в этом году в институт зачислены представители 11 регионов России, но абсолютное большинство (80%) – это представители Рязанской области. Но перемены не означают, что мы перестанем готовить специалистов по заочной форме обучения, приоритет остается.
Р.В. – В сознании большинства людей Год культуры ассоциируется с конкретными мероприятиями, которые ориентированы на обычных людей. Что происходит в вашем институте?
В.К. – Многие из них уже проведены, а многие еще предстоит представить на суд зрителей. Наша особенность в том, что итогом изучения студентами специальных дисциплин становятся спектакли, концерты, театрализованные представления, выставки и многие другие проекты. Все они доступны любому желающему, у них сложилась своя зрительская аудитория в Рязани и области. Кроме того, в нашем вузе проходят традиционные фестивали «Весна на бис», «Встречи в «Alma Mater» и «Традиция». Уже состоялось несколько крупных мероприятий, посвященных Году культуры. В ближайшей перспективе запланированы выставки студентов-дизайнеров в нашем выставочном зале «АРТиШОК». В сентябре пройдет второй фестиваль Рязанского района – «В Рязани – грибы с глазами», где мы участвуем силами своих коллективов. Завершит Год культуры издание коллективной монографии «Яков Петрович Полонский: личность и творчество в истории русской культуры». Так что, милости просим, приходите, наслаждайтесь.
Р.В. – За годы, что в Рязанской области работает институт культуры, вы наблюдаете за своими выпускниками как за результатом своей деятельности?
В.К. – Выпускники – это наши дети, с ними связаны наши устремления в будущее. Они, я уверен, смогли создать яркий портрет рязанского края в интерьере мировой и российской культуры. И в дальнейшем от них зависит, останется ли ярчайшим бриллиантом в короне России древняя и многоцветная культура нашей области. Мы поддерживаем связь с выпускниками в самых разных формах отношений. Они тоже не забывают свою «Alma Mater», участвуют в наших мероприятиях, часто сами проявляют инициативу и приглашают на свои праздники, заходят «на огонек». Гордимся всеми, кто предан профессии. Именно они своим талантом и каждодневным трудом сохраняют и развивают непреходящие культурные ценности.
Р.В. – Вы обучаете творческим профессиям, но современные организации, и сфера культуры здесь не исключение, не могут обходиться только мастерством музыканта, актера или библиотекаря, ведь для достижения успеха им надо продвигать свою продукцию на рынке услуг. Как вы отвечаете на этот вызов времени?
В.К. – Анализируя проект основ государственной политики в области культуры, мы отчетливо понимаем, что государство рассчитывает на грамотных творческих специалистов, способных гибко и оперативно реагировать на вызовы внешней среды. А они таковы, что успеха не будет без управленческих знаний, без маркетинга, навыков проектирования и понимания перспектив развития культуры. Мы формируем знания и навыки, позволяющие выпускникам быть конкурентоспособными, через содержание традиционных для вузов культуры образовательных программ музыканта, режиссера или хореографа. Кроме того, с 2014 года открыли новые профили обучения, такие как «менеджмент и маркетинг в социально-культурной сфере», «реклама и связи с общественностью в социально-культурной сфере» и другие. На эти же цели направлены программы отделения дополнительного профессионального образования института, которые позволяют повысить квалификацию и получить право на новый вид профессиональной деятельности. Мы предлагаем для заинтересованных слушателей более 70-ти таких программ.
Р.В. – Владимир Валентинович, вы практически всю жизнь работаете в сфере подготовки специалистов. Какие проблемы видите сегодня?
В.К. – Подготовка кадров для сферы культуры и искусства не ограничивается рамками учебного процесса вуза, она также не может быть полностью решена и в условиях отдельного региона. Подчеркну, что отбор, обучение и закрепление специалистов культуры – серьезная комплексная проблема государственного значения. Ведь именно фактор культуры приводит к «разбитому корыту», если не находит должного отражения в государственной политике. К сожалению, среди государственных приоритетов культура до сих пор расценивается как отрасль хозяйственной деятельности, к тому же не приносящая ощутимого дохода, а потому финансируемая по остаточному принципу. Возникает противоречие между огромной социальной значимостью задач, которые должны решать работники культуры, и скромными их возможностями в этом деле. Как следствие, возникает еще одна проблема – это престиж профессии работника культуры. Сюда идут не за высокими зарплатами, привлекает нечто другое – творческая атмосфера, возможность самовыражения, публичность профессии. Поэтому мы всегда говорим, что у нас сложился свой круг абитуриентов, и жизнь показывает, что закрепляются, прежде всего, те выпускники, которые работали по профилю избранной специальности. Тем не менее наша задача состоит в адресной подготовке специалистов для конкретных учреждений культуры нашей области. Эту задачу можно эффективно решить только при соучастии всех заинтересованных сторон, в том числе и самих студентов. Наш институт готов ответить на любой запрос потребителя, будь то специалист сферы культуры или работодатель.
Р.В. – Современное законодательство повышает роль работодателей в подготовке специалистов. Что в этом направлении намерен делать ваш институт?
В.К. – Спасибо за этот вопрос. Действительно, профессиональное образование больше не может развиваться как замкнутая система. Результаты подготовки кадров зависят от социального партнерства, от профессионализма вузов и от политики работодателей. Работодатель должен сформулировать требования к количеству и качеству выпускников, а образовательное учреждение удовлетворить эти требования. Все наши усилия направлены на повышение качества подготовки кадров, при этом ведущая роль отводится формированию долгосрочных партнерских отношений с работодателями. Ежегодно проводим анкетирование работодателей с целью выявления уровня их удовлетворенности качеством профессиональной подготовки выпускников. В 2014 году в опросе приняли участие 52 работодателя из Рязанской области. Абсолютное большинство из них отметили высокий уровень профессиональной подготовки выпускников. Одновременно мы проводим анкетирование студентов и выпускников, выясняя их оценку учебного процесса и собственные перспективы на рынке труда. В 2014 году выпускники-очники трудоустроены на 100% по профилю полученной в вузе специальности. Среди выпускников заочной формы обучения таковых 92%. Подчеркну, что в Рязанской области работают 158 человек из 212 выпускников 2014 года (75%). Однако ситуацию нельзя назвать исключительно благоприятной, отношения с работодателями и ответственность – двусторонний процесс. Мы открыты для сотрудничества и предлагаем создавать в организациях культуры Рязанской области подразделения нашего университета. Мы также готовы участвовать силами специалистов университета в формировании профессиональных компетенций различных категорий работников, с учетом особенностей социально-культурной сферы нашей области. Это важно, взаимовыгодно и не потребует дополнительных финансовых затрат.
Р.В. – А какие специалисты сегодня нужны региону, вы готовы сказать?
В.К. – На сегодняшний день у нас есть понимание комплекса задач, исходя из высказанных муниципальными образованиями потребностей. Нужны хореографы, художественные руководители, аккомпаниаторы, организаторы досуга, преподаватели в школы искусств, специалисты исполнительских направлений. Главное для нас – поддерживать комплекс направлений и специальностей, необходимых для региона, но при этом не подменять собой консерватории, театральные вузы. А что касается перспективы, стратегии, то это предмет дальнейшей совместной работы с руководителями организаций культуры, муниципальными и региональными органами управления в сфере культуры и образования. Думаю, что к завершению Года культуры у нас должна появиться программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников культуры Рязанской области.