В понедельник стартует новый учебный год. Свыше 96 700 учеников переступят пороги более 300 школ Рязанской области. В детские сады пойдут более 39 600 ребят. С какими планами рязанское образование встречает нынешнее 1 сентября, «Рязанским ведомостям» рассказала министр образования региона Елена Буняшина.
Р.В. – Елена Ивановна, как в целом вы оцениваете готовность Рязанской области к новому учебному году?
Е.Б. – В этом году впечатляет объем работ по строительству и капитальному ремонту образовательных организаций региона. Новая школа на 160 мест открывается 1 сентября в селе Грязное Михайловского района. За счет спонсорских средств капитально отремонтированы детский сад и школа в Ермиши. На муниципальные деньги обновлены 39-я и 54-я школы города Рязани и Искровская школа Рязанского района. Миллионы рублей из резервного фонда Правительства области выделены на ремонтные работы в Алешинской школе Сасовского района, Лесно-Конобеевской – Шацкого района, Троицкой – Спасского района. Благодаря федеральному проекту по модернизации региональных систем дошкольного образования в этом году в области запланировано введение в эксплуатацию девяти детских садов (шесть из них построены, три реконструированы). К новому учебному году сдан детсад в Пителине. Продолжается строительство большого детского сада в Михайлове.
Р.В. – Известно, что при подготовке к наступающему учебному году особое внимание уделялось обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций. Что включает в себя эта работа?
Е.Б. – Это оснащение охранно-пожарным оборудованием, средствами технической защиты от терроризма, кнопками экстренного вызова полиции; установка и модернизация ограждений по периметру территорий; приведение электросетей и электрооборудования в соответствие с современными требованиями; огнезащитная обработка деревянных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов. В этом году объем средств, направленных на обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций, составил более 40 миллионов рублей.
Сейчас мы можем сказать: все наши образовательные организации имеют необходимые системы, обеспечивающие пожарную безопасность, и системы адресного мониторинга для круглосуточной передачи информации на пульт управления МЧС России по Рязанской области. Но еще не до конца решена проблема по установке и модернизации ограждений вокруг школ и детских садов. Дело это затратное и решается поэтапно.
Р.В. – Улучшаются ли условия для занятий физкультурой и спортом? Здесь, как известно, были проблемы у сельских школ.
Е.Б. – Сразу скажу: проблем таких станет значительно меньше. Больше 20,5 миллиона рублей выделены на ремонт спортивных залов, открытых плоскостных площадок, оснащение их оборудованием, развитие школьных спортивных клубов в сельской местности. Ремонтируются спортзалы в 16 сельских школах, еще в четырех строятся уличные спортплощадки. Мы понимаем, что если в сельской школе нет спортзала или хотя бы современной спортплощадки, сложно что-либо требовать от преподавателя и говорить о приобщении учеников к здоровому образу жизни. Надеюсь, в большинстве сельских школ будут созданы хорошие условия для занятий физкультурой и спортом.
Р.В. – Школьные автобусы продолжат свои рейсы?
Е.Б. – Организация ежедневного подвоза детей к школам и обратно по-прежнему остается одним из самых важных для нас вопросов. Ужесточаются требования к безопасности детских перевозок, поэтому мы постоянно обновляем парк школьных автобусов. В этом году дополнительно закупили два автобуса и один микроавтобус. В общей сложности сегодня 318 единиц транспорта работает на 396 школьных маршрутах. Весь автотранспорт соответствует требованиям к перевозкам детей и оснащен спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS. В каждом муниципалитете установлено оборудование, позволяющее отслеживать движение школьных автобусов в режиме реального времени и иметь громкоговорящую связь с водителями.
Р.В. – Елена Ивановна, как на сегодняшний день обстоят дела с обеспечением рязанского образования кадрами?
Е.Б. – В этом году в систему образования пришли работать 108 молодых педагогов; многие из них – в дошкольное и профессиональное образование. Но ситуация с обеспечением кадрами непростая. В школах 249 мест являются вакантными, больше всего не хватает учителей иностранных языков. В этом году был реализован новый механизм приема на целевые места по педагогическим специальностям. В результате 29 человек зачислены на педагогические специальности, и заключены договоры с образовательными организациями о последующем трудоустройстве. В новом учебном году министерство образования совместно с РГУ имени С.А. Есенина планирует организовать работу по формированию индивидуальных учебных планов для студентов 3-4 курса вуза с тем, чтобы уже во время обучения они могли работать в школах области. Но для этого необходимо активное взаимодействие муниципалитетов со студентами – будущими педагогами.
Хочется отметить Шиловский район, где количество вакансий к новому учебному году было сокращено с 36 до 8, и город Рязань, где создана и работает школа кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций.
Сегодня у всех должно быть понимание: работа с кадрами – основная задача управленцев всех уровней, от главы администрации до директора школы и заведующей детским садом. Этот учебный год должен стать переломным в решении кадрового вопроса, а при оценке эффективности деятельности руководителей будет также учитываться обеспеченность образовательных организаций кадрами.
Р.В. – В последнее время много говорится о введении нового профессионального стандарта педагога и эффективного контракта. Что предполагают эти нововведения?
Е.Б. – Сегодня от педагога требуется не просто дать ученику определенный набор знаний, но и объяснить ребенку, как он может применить их в своей дальнейшей жизни. Если раньше педагог был источником информации, то сегодня найти практически любую информацию для ученика или студента не составляет труда. Задача учителя становится несколько иной: помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, способствовать успешной социализации школьника, выработать систему знаний. От этого сегодня во многом зависят показатели эффективности труда педагога. Целью введения профессионального стандарта и эффективного контракта как раз и является определение этих показателей. Нововведения также призваны сделать прозрачным и объективным формирование заработной платы. Новая система трудовых отношений должна стимулировать качество преподавания, непрерывный профессиональный рост педагогов и как результат повышение качества образования.
Р.В. – Что меняется в системе повышения квалификации педагогов?
Е.Б. – С 1 января будущего года изменяется система финансирования повышения квалификации. Средства будут направляться непосредственно в образовательные организации, руководители которых совместно с педагогами станут определять тематику, формы и способы повышения квалификации. Поэтому возрастает роль мониторинга, анализа его результатов и определение способов решения проблем в образовательном процессе. А, следовательно, по-новому должна быть организована методическая работа на муниципальном уровне.
Особое внимание нам предстоит обратить на повышение роли опорных школ, которые уже стали центрами инновационной работы и теперь должны стать центрами методической работы для всей муниципальной системы образования. В этой связи хочется отметить Рязанский район, где центром методической работы стала Листвянская школа. При этом стимулирующие выплаты руководителей опорных школ должны зависеть от работы, проделанной для муниципалитета в целом.
Р.В. – Елена Ивановна, что бы вы пожелали педагогам и ученикам в наступающем учебном году?
Е.Б. –Желаю всем учителям достижения новых профессиональных высот, реализации намеченных планов, а школьникам и студентам – отличной учебы и настойчивости в воплощении самых смелых идей.