Программа утилизации старого автотранспорта, стартовавшая в стране 1 сентября, имеет уникальные особенности. Во-первых, участниками ее могут стать не только простые граждане, но и юридические лица. Во-вторых, сдавать в утиль можно не только легковые, но и грузовые автомобили, автобусы, транспорт других видов. Это значит, что программа, кроме всего прочего, позволит потребителям – а это и муниципалитеты, и социальная сфера нашего региона – обновить парк коммерческих автомобилей, автомобилей «скорой помощи», автобусов, транспорта, который используется для перевозки различных групп населения, за счет снижения цены на эту продукцию.
Но главная цель программы – все-таки поддержка отечественного автопрома. «Автомобилестроение – это один из ключевых секторов промышленности, от которого зависит ситуация в смежных отраслях, – подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев. – Поэтому необходимы комплексные меры, включая стимулирование спроса и производства новой техники». По новой программе любой желающий сможет сдать свой старый автомобиль в утиль и получить за это скидку на покупку новой машины. При одном условии: скидки выделятся только на автомобили, произведенные в России.
Из бюджета на программу по утилизации пойдет 10 млрд. рублей. Программа заканчивается 31 декабря 2014 года. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассчитывает, что за четыре месяца через этот механизм будет реализовано более 170 тысяч новых автомобилей разных классов.
Теперь о самих скидках. Их размер зависит от типа автомобиля и механизма сдачи. Можно просто снять машину с учета и сдать в утилизацию. В этом случае для легковушек скидка составит 50 тысяч рублей. Но можно воспользоваться так называемой системой «трейд-ин». Это способ продать свой старый автомобиль и одновременно купить новый. Суть в том, что старый автомобиль засчитывается как первый взнос в счет оплаты за новый, покупаемый в салоне. При продаже легковушки в «трейд-ин» скидка – 40 тыс. рублей. Покупателям внедорожников, легких коммерческих автомобилей и грузовиков повезло больше. Для грузовых машин скидка – 350 тысяч рублей. Для автобусов – 300 тысяч рублей. Для внедорожников, легких коммерческих автомобилей, грузовиков полной массой от 2,91 до 8,2 тонны и более – до 350 тысяч рублей. Примечательно, что в утиль можно сдавать автомобиль любого года выпуска. А в «трейд-ин», чтобы рассчитывать на положенную скидку, только машину, возраст которой больше 6 лет.
Стоит напомнить, что программа утилизации уже действовала в России, причем – в несколько другом виде, с марта 2010 года неоднократно продлевалась. В ее рамках автовладельцы могли сдать в утиль легковые автомобили старше 10 лет и получить скидку 50 тысяч рублей на машины по строго установленному списку. В результате было реализовано порядка 490 тысяч транспортных средств. Тогда она оказалась благом для жителей сельской местности. Значительная часть купленных сельчанами по той программе машин – это «Жигули» самых дешевых моделей, производимых тогда в Ижевске. И сейчас устроители программы надеются, что именно небогатые регионы и муниципалитеты получат от нее наибольшую выгоду.
Сегодня ситуация на авторынке не из лучших. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые семь месяцев 2014 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 10%, до 1,41 млн. единиц. Минпромторг уже запустил и другие программы поддержки автомобильной промышленности. В частности, был введен запрет на госзакупки автомобилей иностранных марок, произведенных не в России, Казахстане или Белоруссии. Министерство также отсрочило переход на более жесткие правила сертификации грузовых автомобилей по экологическому стандарту Евро-5. Кроме того, регионы и некоторые ведомства, например МВД, получили многомиллиардные субсидии на закупки автомобильной техники.
И все же программа утилизации очень важна для стимулирования рынка. По мнению Дмитрия Медведева, она «может достаточно серьезно простимулировать продажи автомобильной техники». А это значимо и для страны в целом. В Минпромторге РФ подсчитали, что 40% легковых и более 50% коммерческих автомобилей (грузовые, автобусы и LCV) составляют транспортные средства в возрасте старше десяти лет. При этом показатель ежегодного выбытия автопарка остается достаточно низким – 2,5% (среднемировой показатель 6–7%).
Цели у новой программы благородные: избавить наши улицы и дороги от старых машин, которые не соответствуют современным нормам экологии и безопасности, и повысить спрос на новые машины. Правда, пока еще до конца не ясен механизм предоставления скидки. На первых порах программа будет осуществляться за счет производителей техники и дилеров. Затем их затраты компенсируют регионы – когда получат соответствующие субвенции из федерального центра. А в Минторге между тем зреют новые планы. Например, есть желание распространить программу утилизации не только на автомобильное производство, но и на транспортное машиностроение, судостроение и авиационную промышленность.
Использованы материалы «Российской газеты»