На второй день начавшегося учебного года ребенок принес из школы полный рюкзак новеньких, пахнувших типографской краской, еще с лоснящимися страничками учебников. Среди них – учебник истории России. Неужели тот самый, которого ждали, единый? Полистав книгу, сделала вывод о том, что, видимо, пока еще нет. И не ошиблась.
Как оказалось, точнее, выяснилось после выступления министра образования и науки России Дмитрия Ливанова на Общероссийском родительском собрании, прошедшем в один из последних дней августа, от идеи создания единого учебника по истории государства решили отказаться. Напомню: предложение о необходимости целостного подхода к оценке исторических событий и идентичности образовательных программ на всей территории России высказал в начале прошлого года Владимир Путин. И с ним трудно было не согласиться. Слишком далеко в последние годы завели либеральные рассуждения о том, что хорошо было в нашем государстве, а где были допущены «ошибки», поведшие страну «не по тому пути». Несмотря на то, что история не терпит сослагательного наклонения, нередко именно оно диктовало «новые пути» развития уже современного государства. Чего стоило, например, предположение ряда представителей «креативного» общества о том, что сопротивление ленинградцев-блокадников в годы Великой Отечественной войны было напрасным… И если еще сравнительно недавно произошедшие события, которым есть свидетели, трудно подвергнуть переоценке, лишить их истинного смысла, то случившееся столетия назад гораздо легче трансформируется в сознании. Ведь история – это, прежде всего, набор фактов, и у каждого велик соблазн сложить ее пазлы в свою картину мира. И как жить государству в условиях многовариантного осознания себя самого, боюсь, не подскажут даже психоаналитики.
Предложение Президента было поддержано Российским историческим обществом, которое и приступило к работе над новым единым учебником. В марте прошлого года Дмитрий Ливанов заверил, что учебник может быть написан в течение года и «запущен» в образовательный процесс уже в 2015 году. Весь 2013 год и в начале текущего в обществе велись непрестанные дискуссии о том, какой быть «новой истории», на суд критиков, в роли которых выступали не только ведущие отечественные ученые, но представители творческой интеллигенции, предлагались различные авторские проекты учебника. В спорах, главным камнем преткновения которых были опасения наступить на идеологические грабли, было сломано немало копий. Но найти истину так и не удалось.
Теперь идею о едином учебнике истории заменил историко-культурный стандарт, который должен стать основой для всех авторов учебных программ по истории России. Кстати, его проект уже готов и даже прошел общественное обсуждение в сети Интернет. Он был опубликован на сайте Минобрнауки в начале июля этого года. Над стандартом работали семнадцать ведущих историков страны, подавляющее большинство из которых – сотрудники Российской академии наук. Скоро, в октябре, стандарт пройдет «согласование» на Всероссийском педагогическом собрании, в котором примут участие учителя из 50 субъектов Российской Федерации. Опять-таки предполагается, что новые учебники, написанные и изданные на основе этого стандарта, в руки к школьникам попадут в следующем учебном году.
Впрочем, и к этому проекту у специалистов вновь немало претензий. В частности, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебников истории Александр Данилов считает, что главного, ради чего и затевались как единый учебник истории, так и единый стандарт, в проекте нет. Он считает, что его создателям так и не удалось сменить угол зрения на события, они по-прежнему слишком политизированы, не удалось и дать представление о целостном развитии страны в контексте мировой истории.
Пока дискуссии продолжаются, школьники изучают историю. Возможно, что для жителей разных регионов нашей необъятной Родины она в настоящее время, действительно, разная. Но судя по изложенному в учебнике моего сына, у меня есть надежда на то, что мы будем говорить с ним на одном языке и иметь схожее представление об истории нашего государства.