Должно быть, многим из нас знакомо это сладкое предвкушение отпуска грядущего или светлая ностальгия по отпуску минувшему. Особенно если этот отпуск пройдет или уже прошел на море. Выбор пляжной одежды и сбор чемоданов приносят, пожалуй, не меньше удовольствия, чем разглядывание фотографий с юга и раздача коллегам привезенных морских сувениров. Само пребывание на море может занимать не больше недели, но все то, что предваряет долгожданную поездку и что происходит некоторое время после нее, зачастую оказывается для нас не менее приятным, чем сам отдых.
А, собственно, почему же нас так манит и притягивает море? Социологические исследования показывают, что у россиян слово «море» вызывает следующие ассоциации: красота, отдых, вода, ветер, солнце, пляж. Море действительно обладает какой-то магической способностью притягивать к себе, настраивать на нерабочий лад, заряжать положительной энергетикой. Не случайно действия большинства знаменитых и так любимых в народе фильмов Леонида Гайдая, как, например, «Бриллиантовая рука», «Спортлото-82» и многих других происходят в южных городах и на морских побережьях. Море как-то располагает к беззаботности, легким приключениям и вообще отвлекает от всего будничного. С трудом могу себе представить, как живущие на море люди умудряются работать. Кажется, что на морском побережье, особенно в курортный сезон, царит нерабочее настроение. Производительность труда, вероятно, должна быть соответствующая. Но, конечно, это лишь иллюзия, которая возникает у нас – праздных курортников.
В отличие от советских времен, когда полстраны в теплое время года устремлялось на Черноморское побережье Кавказа и в Крым, сегодня возможность отдохнуть на море есть практически круглый год. Благо, курорты Турции, Египта, Кипра и других стран стали общедоступными и работают бесперебойно. Однако, несмотря на заморское «все включено», народная тропа не зарастает в традиционные места российского пляжного отдыха – Анапу, Геленджик, Сочи. Это, кстати, подтверждают данные Ассоциации тур-операторов России, по сведениям которой именно три названных выше города-курорта стали в этом году лидерами по внутреннему туристическому потоку. В Геленджике количество туристов в этом сезоне, по предварительным итогам, выросло больше чем на 10 процентов и составило 3,6 миллиона человек. Администрация города ожидает еще большего увеличения туристов по итогам всего года. А в Анапе отдыхающих стало больше на 20 процентов, их число превысило 3,5 миллиона человек. Цифра учитывает как организованный отдых, так и отдых в частном порядке. При этом около миллиона отдохнувших в Анапе – дети.
Специалисты связывают такие показатели с тем, что, пока налаживается новое транспортное сообщение с Крымом, люди, не попавшие, скажем, в Коктебель или Ялту, продолжают выбирать Черноморское побережье Краснодарского края. Притягательность этих мест в том, что «своя рубашка ближе к телу». И запах того самого, еще советского, моря, о котором напоминают старые, поблекшие от времени, семейные фотографии, заставляет возвращаться туда, где так много знакомого уже солнца, соленой воды и теплого песка. К слову, больше половины россиян, когда-либо побывавших на море, назвали именно море Черное. А между тем на Черноморском побережье сейчас в самом разгаре бархатный сезон. И поехать туда в сентябре означает, по сути, продлить себе лето, чем многие и пользуются.
Впрочем, куда бы мы ни отправились – в российскую Анапу или тайскую Паттайю – главное, чтобы отдых удался, чтобы все трудности и проблемы хотя бы на время смыло морской водой. И чтобы «постотпускное» состояние, наполненное приятными воспоминаниями и определяемое как «внутри себя я лежу на пляже», только придавало сил в рабочих буднях и давало надежды на следующую встречу с морем.