04:16 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1418

Теплый дом

Сиротские учреждения сегодня все еще необходимы, но они должны готовить ребенка к жизни в обществе, в семье

Весной этого года в Правительство РФ был внесен проект Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В разработке этого документа участвовали общественные и волонтерские организации, эксперты и правозащитники.

Проект, который в российском Правительстве признан революционным, называется также результатом работы гражданского общества. Что же он предусматривает? Во-первых, то, что дети в сиротском учреждении находятся как бы временно, и органы опеки, педагоги обязаны как можно быстрее найти для них замещающую семью. Во-вторых, жизнь в самих детских домах необходимо максимально приблизить к семейным условиям, детей ни в коем случае нельзя отгораживать от внешнего мира.

Несмотря на то, что предусмотренные Проектом моменты должны заработать лишь с осени 2015 года, многое из того, о чем в нем говорится, уже находит свое применение в практике некоторых детских учреждений. Об этом свидетельствует разговор корреспондента газеты с директором Шереметьево-Песоченского детского дома Сергеем Владимировичем Живикиным…

Р.В. – Сергей Владимирович, ваш детский дом открыт в бывшей барской усадьбе в начале 20-х годов прошлого века, когда в условиях послереволюционной разрухи появлением таких учреждений гордились. Ныне, как говорится, новый поворот. Что вам надо делать, чтобы идти в ногу со временем?

С.Ж. – Я работаю здесь с 2008 года, и почти всегда образовательным учреждениям нашего типа дается сверху четкая установка на организацию опеки, усыновления детей-сирот, которые являются социальными сиротами. Именно в связи с этим в 2009 году у нас открылся центр поддержки и сопровождения выпускников интернатных учреждений и замещающих семей. И не только у нас, но и, насколько я знаю, в Рыбном, в Солотче… То есть возникла реальная структура, которая содействует устройству ребят в семьи. Это необязательно новая и пока чужая семья. Хоть и редко, но бывает, что матери или отцы, лишенные родительских прав, хотят восстановить с ребятами близкие отношения. Мы сообщаем в органы опеки обо всех желающих взять себе ребенка, а о бывших его родителях, наверное, в первую очередь. Ведь к родной маме ребенок относится трепетно несмотря ни на что, всегда к ней стремится.

Р.В. – Как вообще подбираются замещающие семьи? Ведь дело это тонкое.

С.Ж. – Да, но начинается оно прозаически, со сбора различных бумаг для органов опеки. К нам будущие замещающие родители приходят с пакетом документов, после чего мы начинаем проводить свою часть работы. Претенденты на ребенка прежде всего имеют возможность побеседовать с психологом, социальным работником, чтобы узнать особенности того или иного воспитанника, сделать сначала приблизительный выбор. Потом показываем им ребенка, стараясь делать это как можно незаметно для него, чтобы он не страдал, если не подойдет – ведь дети, как правило, хотят уйти в семью, ждут этого. Иногда взрослые, наблюдая, например, за моей беседой с ребенком, тут же говорят: «Это наш». Но мы все равно советуем не торопиться. Предлагаем ребенку пожить в семье пока временно. После этого чаще всего и делается окончательный выбор.

В прошлом учебном году в замещающие семьи из нашего детского дома ушло шестеро ребят. До этого было примерно по два в год. А здесь – шестеро. Это очень хороший результат, ведь у нас небольшой детский дом. Предельная его наполняемость – 60 человек. Сейчас в нем живет чуть более 40 детей.

Р.В. А бывает, что ребята из замещающих семей к вам возвращаются?

С.Ж. – Слава Богу, такого не случалось. Мы, после того как они уходят в семьи, продолжаем за ними наблюдать, время от времени с ними и взрослыми созваниваемся. Пока все благополучно. Это видно и при встрече: дети стали более спокойными, уверенными.

Р.В. А что вы говорите тем, кого в семью пока не берут?

С.Ж. – Мы настраиваем детей, чтобы они не отчаивались: ничего страшного, вырастешь – свою семью заведешь. А сейчас твоя семья – наш общий дом.

Р.В. – То, что детский дом у вас небольшой – это хорошо для создания семейной обстановки. И здание у вас не типовое, а бывший барский особняк, где есть и большие комнаты, и уголки укромные. Расселены дети тоже, как я заметила, по-семейному…

С.Ж. – У нас четыре разновозрастные группы, в каждой из которых есть и дошкольники, и почти совершеннолетние, чтобы старшие опекали младших, а те чувствовали их защиту. Такой мы стараемся сделать внутреннюю атмосферу нашего дома. В то же время, как всякая семья, мы должны общаться с окружающим миром, строить с ним отношения. И для этого тоже имеются условия. У нас только учащиеся младшей школьной ступени (их восемь) занимаются в самом детском доме, в помещении, где когда-то размещалась церковно-приходская школа. Все остальные учатся в городской школе №51. Никто не выделяет их там из всех остальных: мол, это детдомовские. Хотя в каких-то случаях это, наверное, и учитывается. У педагогов хорошая связь с директором школы Ольгой Николаевной Маслюк, и все идет как надо. То есть мы открыты, никого в своих стенах не запираем. Часто и к себе гостей приглашаем. Традиционно устраиваются у нас межшкольный конкурс детского творчества «Шереметьевская краса», фестиваль народного творчества «Шереметьевский лапоть», а в День Победы устраиваем военно-патриотический фестиваль «Шереметьевская высота». Есть песня о безымянной высоте, а ведь мы тоже на высоте живем, на вершине Сережиной горы.

Р.В. Детские дома долгие года ассоциировались с бедностью. У вас – новая пристройка с бассейном, во дворе – новая прекрасная спортивная площадка. Как-то даже неловко спрашивать: «Хватает вам государственных денег на молочишко для детишек?».

С.Ж. – Государство сейчас в полной мере обеспечивает детские дома, так что жаловаться не приходится. Ребята одеты, обуты, питание у них шестиразовое, обеспечены необходимым лечением. Как раз сегодня отправляем шестерых девочек в санаторий в Евпаторию. Кроме всего этого, нам помогают представители бизнеса, законодательной и исполнительной властей, трудовые коллективы, общественные организации. Всего у нас таких шефов-благотворителей около полутора десятков. Например, прекрасную, как вы сказали, спортивную площадку стоимостью в 3,5 миллиона рублей построила компания «Содружество» из Москвы.

Но когда все есть, тоже, как говорят, плохо: вырабатываются иждивенческие наклонности, перестает цениться добро. Мы стараемся избежать этого. Например, сложилась у нас такая традиция: проводить в конце учебного года «Круг друзей», когда мы отмечаем всех тех, кто нам помогал, дарим им свои творческие подарки.

Р.В. – Сергей Владимирович, раньше, до детдома, вы работали директором лицея №52, нацеленного на обучение особенно способных ребят. Как вам после этого пришлось в детдоме? Какие у вас главные проблемы?

С.Ж. – Интересно, что к Шереметьево-Песоченскому детскому дому в свое время имели отношение и мои дедушка с бабушкой, и отец. Я, когда пришел сюда, об этом не знал, а узнав, подумал: значит, все, что было и есть, не случайно. И действительно, опыт работы в элитном, если так в данном случае можно сказать, учебном заведении, где вырабатывались традиции лицейского братства, единения, очень хорошо наложился на практику работы с детьми, у которых, кроме этого дома, товарищей и воспитателей, больше никого нет. Правда, было и есть одно существенное различие между двумя учебными заведениями. В лицее я мог вызвать к себе родителя нерадивого ученика и сказать: «Ваш сын способный, но жуткий лентяй, повлияйте на него, или мы его исключим». Из детдома никого не исключишь, надо работать с теми, кто есть. И задачи здесь стоят гораздо более сложные, чем в обычной школе, потому что связаны, в первую очередь, с сохранением жизни и здоровья детей, которые постоянно живут в этом доме.

Далее следует учеба и воспитание. У нас каждый ребенок имеет свою индивидуальную программу подготовки к самостоятельной жизни, которую вместе с воспитателем (а его я называю основной боевой единицей) он должен выполнить. Воспитателем у нас работать трудно, надо иметь много терпения. Поэтому я предупреждаю тех, кто начинает: «Не ждите результатов своего труда скоро: не только завтра, послезавтра, а даже к выпуску. Вот когда ваш питомец «поварится» в жизни, он оценит то, чему вы его научили, и, возможно, придет к вам с благодарностью».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 178 (4726) от 24 сентября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Посвящение в студенты
Рязанский «Политех» встретил первокурсников
Валентина Севостьянова
Бег с препятствиями
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: