05:52 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2861

Прокофию Ляпунову – от благодарных потомков

В октябре прошлого года шиловские учителя поехали в Троице-Сергиеву лавру. Когда переступаешь ворота лавры, то сразу ощущаешь мощь и дух Отечества. И понимаешь, почему даже 16-месячная осада поляков не смогла сломить сопротивление ее защитников. Цель моей поездки состояла в том, чтобы узнать о захоронении на территории монастыря Прокофия Ляпунова. В книжной лавке лавры нашел труд знаменитого русского историка, профессора Московской духовной академии Е.Е. Голубинского – «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по лавре». Вот ценнейшие сведения из этого произведения.

Автор рассказывает об Успенском соборе: «С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим… По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780-1781 году. На плане собора, в книге планов и фасадов, она изображена с тремя крыльцами или входами – западным, северным и южным. По описанию лавры 1768 года у нее были два крыльца…С двумя крыльцами – западным и южным она изображена и на виде лавры XVII века».

Еще одно существенное уточнение: «На паперти или в трапезе Успенскаго собора погребены были тела царя Бориса Федоровича Годунова, его супруги Марии Григорьевны, его сына Феодора и его дочери Ксении, в монашестве Ольги».

Далее историк сообщает: «В прежнее время именитые и богатые люди имели великое усердие к тому, чтобы быть погребенными в Троицком монастыре, у преподобнаго Сергия… Но людей известных исторически погребено у Троицы очень немного. Из старого времени можем назвать четверых. Это, во-первых, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой… скончавшийся 24 июня 1625 года.

Во-вторых, Прокофий Петрович Ляпунов, убитый казаками под Москвой 22 июля 1611 года, сначала погребенный в Москве при Благовещенской церкви на Воронцовом поле, а к Троице перевезенный сыном (может быть, и по распоряжению царя Михаила Федоровича, ибо вместе с ним перевезен и погибший вместе с ним его защитник от казаков Иван Степанович Ржевский) в 1613 году. Могила его находилась у паперти Успенского собора, которая была у сего последнего с западной стороны, и именно – во втором ряду на правой руке от лестницы на паперть, бывшей с южной стороны…

В-третьих, боярин Михаил Борисович Шеин, мужественно защищавший Смоленск от Сигизмунда в 1609-1611 году, но в 1634 году (28 апреля) за неудачное ведение войны против сына Сигизмундова Владислава казненный (по мнению некоторых – несправедливо) как изменник; его могила находилась подле алтарной стены Духовской церкви.

В-четвертых, правнук предшествующего, боярин и полководец Петра Великого, Алексей Семенович Шеин, скончавшийся 12 февраля 1700 года; его могила находилась близ могилы прадеда».

Закончив изучение изложенных в книге фактов, я взял в руки фотоаппарат и отправился изучать территорию.

О западной части Успенского собора в книге Голубинского сообщается, что в 1781 году, после того, как разобрана была паперть собора, вместо неё сделано западное крыльцо с надписью на фронтоне «Ведомому Богу». Сейчас надписи не видно, т.к. она из-за ремонта еще не очищена от побелки.

Правая часть бывшей паперти Успенского собора – место захоронения Прокофия Ляпунова. В одном списке надгробных надписей XVII века читается: «Идучи из паперти церкви пречистыя Богородицы, у лестницы, на левой стороне род Булатниковых; в другом ряду от мосту Дмитрий Федорович Скуратов, преставился 136 (1627) году ноября в 26 день, Прокофей Ляпунов да Иван Ржевский, убиты 119(1611) года, июля в 22 день».

Сегодня во втором ряду стоят три памятника. Первый – Д.М. Скуратова; второй или средний – Прокофия Петровича Ляпунова; третий – Ивана Ржевского. Расположение мест захоронения в точности соответствует таким же на левой части паперти.

Совсем недавно была спасена от разрушения Воскресенская церковь, построенная сыном П.П. Ляпунова – Владимиром и внуком его Лукой в селе Исады. В 2011 г. исполнится 400 лет со дня смерти П.П. Ляпунова. Когда после победы над польскими интервентами на первом Земском соборе оценивали их вклад в эту победу, титул «Спасителя Отечества» был отдан одному из руководителей первого ополчения, крупному рязанскому землевладельцу князю Д.Т. Трубецкому. Архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит возглавил посольство, направившееся к Михаилу Романову, с целью призвать его на царство. Не следует забывать, что посланец П.П. Ляпунова – рязанский воевода Иван Биркин участвовал в создании второго, нижегородского ополчения, которое позже возглавит Д. Пожарский. Он же создал и привел к Ярославлю третье, казанское ополчение.

Но через 170 лет после гибели П.П. Ляпунова Романовы задумали переписать историю Смуты. И начали с могилы Ляпунова. Ведь слева на паперти лежит царский род Годуновых. Выходит, что находящаяся справа могила П.П. Ляпунова тоже относится к этому разряду. Паперть под видом её ветхости разобрали. Могила осталась на том же месте. Но плиту убрали. Наместник лавры Антоний снял с могилы легендарного воеводы М.Б. Шеина памятник и положил его под галерею трапезной церкви. Через 25 лет о П.П. Ляпунове забыли.

Тем не менее раньше рязанцы с почтением относились к месту захоронения П.П. Ляпунова. Успенский собор, около которого он был похоронен, был впервые расписан в

1684 г. на средства (4 тысячи рублей) Рязанского архиепископа Моисея. В 1644 г. «оказалось повреждение» юго-западного угла паперти собора, как раз там, где было захоронение П.П. Ляпунова. Под угол решили подвести бык или контрафорс. Когда выкопали ров (рядом с могилой П.П. Ляпунова) для фундамента, во рву появилась ключевая вода. От воды получил исцеление один из монахов монастыря. Источник стал святым. Над ним поставили часовню. В 1872 г. почти напротив бывшего захоронения П.П. Ляпунова рязанский купец Н.Г. Рюмин на свои средства устроил бассейн – большую чашу на чугунной тумбе и под чугунным балдахином. Вода, проведенная от часовни к бассейну, попадает в последний через медный позолоченный крест. И ни один паломник не уходит из лавры, не набрав с собой святой ляпуновской воды.

Через 10 лет, в 1892 г., рядом с бассейном встал четырехгранный обелиск. Со всех четырех сторон на плитах были описаны славные дела времен Смуты. Но имен похороненных в Троице-Сергиевой лавре главных спасителей Отечества – П.П. Ляпунова, Д.Т. Трубецкого и М.Б. Шеина – на обелиске нет. Не знают о месте его захоронения и местные экскурсоводы.

Думается, было бы делом чести рязанцев завершить начатое спасение церкви в селе Исады восстановлением памятной плиты на месте захоронения П.П. Ляпунова в Троице-Сергиевой лавре.

Александр Кондрашов.

Шиловский район.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 138 (3689) от 27 июля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
«Не скажет ни камень, ни крест, где легли…»
Рязанская Книга памяти, посвященная Первой мировой войне… Многие удивятся: разве такое издание существует? Да, по крайней мере, первый его том. Автор этой идеи и главный ее исполнитель ...
Татьяна Банникова
Награждения
За многолетнюю добросовестную работу в сфере торговли и высокий профессионализм Почетной грамотой Губернатора Рязанской области награждены и премироваы:
Читайте в этом номере: