22:22 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1794

О самом неизученном феномене

Книги о выдающихся земляках – любимое направление деятельности краеведов. Их охотно выпускают местные издательства, а количество таких трудов растет год от года. Казалось бы, сказать в биобиблиографическом словаре «новое слово» трудно, ибо форма этой книги ближе к справочному пособию, чем к художественному и даже документальному произведению. Но в издательстве «Литера М» не так давно вышла книга Зои Свириной «Таланты земли Рязанской», и она заслуживает одобрения.

Зоя Сергеевна Свирина (в девичестве Стрельцова) – по образованию математик, но давно уже специализируется на работе в журналах и написании краеведческих очерков.

В аннотации к книге «Таланты земли Рязанской» подчеркивается, что это уже третья ее книга. Зоя Свирина – ответственный секретарь журнала «Математический анализ. Дифференциальные уравнения». Это специализированное издание – единственный в Рязани «ваковский» журнал (по математике так называются в просторечии российские рецензируемые научные журналы, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней). Также Зоя Сергеевна – ответственный секретарь издания «Рязанский солженицынский вестник». Она состоит в литературной ассоциации «Переяславль» и давно дружит с руководителем ассоциации Владимиром Ивановичем Крыловым, рязанским поэтом, прозаиком, краеведом. Он и написал к ее третьей книге предисловие, в котором не без пафоса отметил: «И вот третья книга. В ней на большом фактическом материале исследуется самый неизученный феномен человечества – талантливость. На примере биографий своих многочисленных героев, а их более 50, Зоя Свирина с радостью и гордостью говорит о их великом деле во благо своей родины». В книгу «Таланты земли Рязанской» Зоя Свирина включила и очерк о Владимире Крылове. Только он не входит в основной информационный блок, а оформлен в виде авторского предисловия.

В своей работе Зоя Сергеевна руководствуется мотивом, который возвышенно сформулировал Дмитрий Сергеевич Лихачев (см. эпиграф к статье). Автор искренне верит, что его «справочное пособие» об известных (или неизвестных почему-либо, но заслуживающих всеобщей признательности и уважения) персоналиях – один из краеугольных камней в здании российской духовности. Отсюда и несколько восторженная интонация очерков, и их сосредоточенность на достоинствах и успехах героев, а не на темных сторонах их биографии и натуры (впрочем, из этого правила есть одно исключение). Конечно, громкое заявление Владимира Крылова о том, что Свирина «исследует талант», не более чем метафора. Зоя Сергеевна не анализирует природу таланта и даже не пытается соотнести достижения имяреков с их биографией и пережитыми событиями, что выглядело бы хоть и вульгарным, но поиском закономерностей, помогающих «раскрыться» дарованию. Ее очерки в чистом виде биографические, более подробные или лаконичные, однако неизменно хвалебные.

Но при всей эмоциональности краеведа Зои Свириной в компоновке книги виден логический ум математика Зои Свириной и ее профессиональные пристрастия.

Материалы в сборнике «Таланты земли Рязанской» четко структурированы по темам, что облегчит знакомство с нею читателям. Это разделы: «Духовные наставники рязанцев» (владыка Симон и министр просвещения А.В. Головнин), «Математики рязанского края», «Научные школы друзей», «Манящие звезды космоса», «Морские маршруты рязанцев», «Воинская доблесть рязанцев», «Рязань литературная», «Подвижники». Безусловно, сразу обращает на себя внимание тема рязанцев-математиков, и на ней хочется остановиться подробнее. Не в обиду прочим исследователям будь сказано, они обычно ограничивали свои справочные и документальные книги кругом «традиционных» имен от Сергея Есенина до Василия Головнина, а из ученых в этих «святцах» фигурировал один Константин Циолковский. Зоя Свирина основоположника российской космонавтики не забыла. Но она, пожалуй, единственная из рязанских краеведов отметила, что в рязанском крае родились или «пригодились» выдающиеся математики. Их имена по порядку в книге: Александр Данилович Александров, Александр Сергеевич Есенин-Вольпин, Любовь Николаевна Запольская, Константин Васильевич Лащенов, Валентин Степанович Лощинин, Иринарх Петрович Макаров, Аристарх Константинович Митропольский, Анатолий Давидович Мышкис, Асланбек Хамидович Назиев, Павел Алексеевич Некрасов, Владимир Семенович Пугачев, Михаил Тихонович Терехин, Нина Францевна Фольк, Александр Андреевич Шестаков. Также не забыты краеведом создатели научных школ в очень серьезных научных дисциплинах, также математических либо технологических: Николай Викторович Азбелев, Алексей Федорович Андреев, Евгений Викторович Воскресенский, Владимир Михайлович Миллионщиков. От высот физики и математики закономерно выглядит переход к космическим исследованиям, в этом разделе, помимо теоретика Циолковского, представлены «практики» – космонавты Владимир Аксенов, Геннадий Стрекалов, Александр Баландин.

У меня, спасибо школе, математические знания на нуле, и потому я не способна понять, в чем суть открытий всех этих ученых-математиков, допустим, «исследования зависимости между локальным и интегральным весом в диадических бикомпактах», которым, по словам Свириной, прославился сын поэта Александр Есенин-Вольпин. Однако благодаря этой книге я осознала другое: несмотря на «издержки» учителей, не прививших мне понимания своего предмета, математика – великая наука о красоте и мощи человеческой мысли, а увлеченный математик – это человек с развитым чувством прекрасного и порой художественными способностями, что красноречиво доказывает пример того же Есенина-Вольпина.

В «литературном» разделе центральная фигура – Александр Солженицын. Зоя Свирина обращает внимание на то, что рязанскими краеведами собрано много материалов о жизни и творчестве писателя в нашем городе. Но особенно интересен очерк «Судьба моей семьи и пример А.И. Солженицына». В нем Зоя Свирина рассказывает о том, что ее отец был репрессирован в зловещем 1937 году как «участник контрреволюционной вредительской организации», признал себя виновным, а потом стал утверждать на следствии, что это было сделано под давлением. К счастью, следственное производство прекратили в 1939 году, подписку о невыезде из деревни Спасского района Сергею Стрельцову отменили. Он был мобилизован на фронт в 1942 году и погиб под Смоленском. По словам автора, она никогда не слышала от мамы рассказов о тех двух годах, когда ее муж находился под следствием. И только публикация романа Солженицына «В круге первом», где рассказывалось о таких же простых русских людях, жертвах карательной машины государства, как Сергей Стрельцов, побудило женщину к откровенности, а Зое Сергеевне открыло глаза на правду о собственной семье. Зоя Свирина не сомневается – знать лучше, чем не знать. Потому она и пишет просветительские книги.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 180 (4728) от 26 сентября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Ищу маму
Книжные новинки
Елена Сафронова
Читайте в этом номере: