Экскурсионная поездка в Новороссийск из Анапы буквально выдернула меня из безмятежного и размеренного отдыха. Оживленный город-герой со всей своей портовой мощью и военной славой заставил забыть о курортном настроении, переключил в рабочий режим и вызвал целый ряд ассоциаций, исторических и географических параллелей. Пожалуй, самое яркое и неоднозначное впечатление произвел пришвартованный у морского вокзала военный крейсер, а теперь плавучий музей «Михаил Кутузов». Еще недавно он был действующим боевым кораблем, знаю даже одного парня из нашего города Касимова, который проходил на нем срочную военную службу.
В свое время, выполняя дипломатическую миссию, этот корабль совершил немало официальных визитов дружбы и деловых заходов в иностранные порты. На его борту побывали видные политические деятели и главы иностранных держав. Теперь же могучий крейсер-«пенсионер», хоть и является одной из главных достопримечательностей Новороссийска, но все же, по моему мнению, как-то сиротливо смотрится у городского причала. Это подспудное вначале ощущение потом уже подтвердилось рассказом экскурсовода. Молодой парень, явно увлеченный своим делом, поведал о непростой судьбе «Михаила Кутузова» после его ухода на заслуженный отдых. Оказалось, тот факт, что корабль сохранен и работает сегодня в качестве музея, – это целиком и полностью заслуга команды ветеранов-моряков, некогда служивших на крейсере. Но мало сохранить корабль, такую «махину» нужно ведь еще и содержать. Деревянная палуба постепенно разрушается, не все помещения доступны сегодня для экскурсантов, поскольку внутренняя «начинка» крейсера требует основательного ремонта. Вот если бы у крейсера-«пенсионера», появился, как сейчас принято говорить, эффективный и ответственный собственник, дела наверняка пошли бы в гору, а воспитательный, образовательный и туристический потенциал некогда гордости Черноморского флота стал использоваться по полной программе.
История «Михаила Кутузова» очень напомнила мне ситуацию с еще одной гордостью советского флота (только не военного, а атомного) – ледоколом «Ленин», пришвартованным сейчас в порту Мурманска. К счастью, сегодня судно-«ветеран» находится под опекой компании «Росатом» и действует как музей. А в 90-х годах его чуть было не растащили по частям, вынесли оттуда все, что можно было вынести, и сдали в металлолом. Соответственно, проблемы у «Ленина» почти те же самые, что у «Михаила Кутузова»: как бы поддержать в должном состоянии то, что еще сохранилось, и по возможности восстановить утраченное. Ведь и тот, и другой «мега-экспонат» не что иное, как лучший «воспитатель» патриотизма, о чем сегодня не устают говорить с больших и малых трибун. Но есть здесь и счастливое исключение – легендарный крейсер «Аврора», который недавно был отправлен на ремонт.
Рязанщина от морей далеко, но у нас есть свои свидетели далекой и близкой истории, которые тоже нуждаются в сохранении и бережном отношении. Взять хотя бы Касимов. Центральная его часть – это настоящий город-музей под открытым небом. И, как в любом музее, экспонаты (а в данном случае здания, являющиеся архитектурными памятниками различного значения) требуют реставрации. Денег у государства на эти нужды не хватает, поэтому разрушающиеся постепенно купеческие дома ждут тех самых эффективных собственников, о которых сказано выше. Хочется верить, что дождутся. Буквально на днях увидела в Интернете объявления о том, что в Касимове на продажу выставлены два объекта культурного наследия – здание бывшего касимовского роддома в татарской части города и уже порядком разрушившийся особняк из красного кирпича (в прошлом жилой дом) на берегу Оки. Конечно, хлопотное хозяйство достанется будущим обладателям этого наследия, если таковые, конечно, найдутся. Вместе с правом собственности они возьмут на себя обязательства по содержанию домов-памятников в надлежащем состоянии. Но ведь и внесут свой вклад в поддержание исторического облика города, а значит, как бы высокопарно это ни прозвучало, и в сохранение истории своей страны. А история – это не только статьи о прошлом нашей родины в учебниках. Это и так стремительно исчезающие материальные свидетельства далеких событий. Вот представим: отправят в утиль очередной отслуживший свое в составе морского флота военный корабль, незаметно разрушится памятник архитектуры в провинциальном городке, а там, глядишь, недалеко и до того, что на дно пойдет и сам корабль отечественной истории.