14:49 МСК
Среда
22 / 09 / 2021
1862

Открытый разговор

Среди событий, заявлений и интервью, случившихся на прошедшей неделе, выделяется четкостью обозначенных позиций выступление главы российского МИДа Сергея Лаврова на Генассамблее Организации Объединенных Наций. В нем он совершенно однозначно дал понять: Москва не намерена поступаться принципами, проводя свою внешнеполитическую линию, несмотря на посулы, прозвучавшие на минувшей неделе в выступлении американского президента, о возможном пересмотре антироссийских санкций. Это выступление достаточно подробно освещалось и российскими, и зарубежными средствами массовой информации, комментировалось политологами.

Продолжает оставаться в центре внимания и ситуация на Украине, где, несмотря на объявленное перемирие, продолжают звучать выстрелы, продолжают гибнуть люди, где находят новые массовые захоронения мирных жителей, виновных лишь в том, что они хотят спокойно жить на своей земле.

Среди этих – главных – тем как бы «на полях» информационного потока оказалась переписка известного кинорежиссера, ведущего авторской программы «Бесогон» Никиты Михалкова и телеведущей Ксении Собчак.

На первый взгляд – в этой «эпистолярной дуэли» каждый сделал «выстрел», высказав свою точку зрения в отношении точки зрения оппонента. Такие «дуэли» – не редкость в среде творческой интеллигенции. Прежде, во времена Пушкина, Некрасова, «сходились» на страницах журналов. Нынче все больше на телеэкране, на сайтах. Но речь не о том, как высказывались Никита Сергеевич и Ксения Анатольевна (на чем, собственно, кто-то и акцентирует внимание в своих комментариях). И не в том, конечно же, где истоки претензий их друг к другу (что произошло в ту пору, когда Ксении Собчак было лет 10–11, по большому счету не имеет к сути вопроса ни малейшего отношения. Равно как и фотографии своей «деревни», которые продемонстрировал Михалков). Никита Сергеевич, отвечая с экрана Ксении Анатольевне, думается, ставил совсем другую цель, чем просто открытый ответ на открытое письмо. Он говорил о проблеме, не потерявшей своей актуальности в связи с течением – о роли интеллигенции в судьбе России.

На эту тему уже много было сказано и написано. Известный писатель, критик Игорь Золотусский посвятил ей свою книгу «От Грибоедова до Солженицына. Россия и интеллигенция». Увы, история нас мало чему научила со времени создания «Горя от ума». Вот об этом и пытается снова напомнить не только Ксении Собчак, но и всем нам Никита Михалков. В этом – главный посыл его ответа, хотя кому-то и хотелось бы попытаться свести все к выяснению отношений двух представителей светской элиты.

…В конце минувшей недели пришло сообщение о том, что Андрей Кончаловский попросил Российский оскаровский комитет не рассматривать его фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в качестве кандидата от России. Казалось бы, почему?

Фильм самый что ни на есть наш, российский, даже роли в нем играют обычные сельские жители. «Причин для этого две – личная и общественная», – объяснил свое решение режиссер. – В последние годы я достаточно резко критиковал «голливудизацию» российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым». Неверным считает Андрей Кончаловский и то, что фильмы (не только его) рассматриваются в номинации «лучшего фильма на иностранном языке», что заведомо отдает приоритет языку английскому, отводя, по-видимому, другим роль второстепенных.

Это – позиция, выраженная в поступке. Позиция известного представителя творческой интеллигенции, который представляет свою страну не только как режиссер, но и как гражданин.

За «Оскара» в этот раз спорит фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который ряд кинокритиков оценивает как «антирусский» и уже потому имеющий больше шансов на победу. Очень бы хотелось верить, что критерии оценок на «Оскаре» все же не столь однозначны и политизированы, что в первую очередь будет взято за внимание творческое начало. Впрочем, к этому можно будет еще вернуться. Как и к разговору о роли русской интеллигенции в судьбе России.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 182 (4730) от 30 сентября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Актуальная тема
В Рязани прошла научно-практическая конференция «Фашизм вчера, сегодня, что будет завтра?»
Марина Шерфединова
Все это теперь наше
Ерлинский музей-заповедник «Усадьба С.Н. Худекова» отметил сразу два дня рождения: свой и С.Н. Худекова
Читайте в этом номере: