В первую очередь это касается трудоустройства. Зачастую молодой специалист после окончания высшего учебного заведения, готовый трудиться на благо государства, повсюду сталкивается с отказом.
Активист городской общественной организации детей-инвалидов «Росток» Александр Буров в этом году окончил РГУ имени С. А. Есенина по специальности «социальный педагог» и вплотную столкнулся с трудностями, которые готовит рынок труда молодому специалисту с ограниченными возможностями.
Данные Александра включены в сборник «Интеллектуальный ресурс». В рамках семинара, который проводился для молодых специалистов, отмеченных в этом сборнике, он обратился в одну из торговых компаний. Пообещали перезвонить, но пока – тишина.
С помощью городской общественной организации детей-инвалидов «Росток» Александру удалось выйти на областной комплексный центр «Семья», на базе которого с сентября начнёт работать «Родительский клуб», куда смогут обращаться семьи, имеющие детей-инвалидов.
Деятельность социального педагога привлекает выпускника: «Помогать людям – благородное дело, а выбранная мною профессия предполагает, прежде всего, общение с детьми. Не менее важна и работа с родителями, ведь всё начинается в семье», – считает Александр.
В нашем городе, к сожалению, инвалиду сложно просто выйти на улицу, ведь для этого не создано условий. И это одна из причин, по которой талантливым, способным ребятам приходится сидеть дома, замыкаясь в себе…
Мы говорим о гуманности, зачатках гражданского общества, а между тем на деле имеем совершенно иную ситуацию: отношение к людям с ограниченными возможностями брезгливое и несколько снисходительное.
Александр побывал в Германии и теперь с некоторой грустью говорит о том, какое отношение к инвалидам там: «Это совершенно нормальные члены общества, свободно, самостоятельно передвигающиеся по городу, в общественном транспорте, ведущие активную, полноценную жизнь. И никто не провожает их удивлённым взглядом. Они просто такие же люди, как и все».
Наше законодательство построено по образцу западных стран и предусматривает создание всех необходимых условий для трудоустройства и деятельности инвалидов. К сожалению, гладко всё только на бумаге, а на деле ситуация иная: работодатель под любым предлогом стремится избежать приёма на работу человека с ограниченными возможностями. Каждое предприятие сегодня нацелено на получение максимальной прибыли, поэтому взять специалиста с ограниченными возможностями, которому, прежде всего, необходимо создать особые условия и который обладает рядом льгот – ограничение трудового времени, к примеру, – естественно, непривлекательно.
Найти самостоятельно вакансию практически невозможно, приходится надеяться на помощь общественных организаций, которые оказывают, кроме всего прочего, психологическую и юридическую поддержку. «Многие наши проблемы связаны с незнанием своих прав, – считает Александр. – Думаю, здесь необходима более тесная работа со СМИ – освещение мероприятий, связанных с занятостью инвалидов, а также описание примеров, подтверждающих, что люди с ограниченными возможностями – вполне полноценные члены общества. У меня есть друг-инвалид, который пишет стихи, а один знакомый колясочник занимается спортом и даже совершает прыжки с парашютом. За рубежом это давно стало нормальным явлением. В Германии я видел молодую девушку в инвалидном кресле – с малышом на руках…»
На Западе в жизни людей с ограниченными возможностями соблюдено равновесие двух основных ценностей – семьи и работы. Почему так не может быть и в нашей стране, где с давних времён милосердие и добро – часть менталитета? Каким будет ответ на этот вопрос, во многом зависит от каждого из нас, от того, как мы примем этих людей. В конце концов, нравственное здоровье общества определяется отношением к тем, кто не может постоять за себя без поддержки извне: детям, старикам и инвалидам.
Марина Комиссарова.