Наверное, в историю России 2014 год войдет как год воссоединения Крыма с Россией. Это событие – определяющее для политической жизни страны, поэтому крымская тема сегодня одна из самых животрепещущих в политике и экономике. Казалось бы, в таком серьезном «диалоге» нет места музам. Однако 33 современных писателя из разных городов России, в числе их один автор, живущий в Рязани, доказали, что музы никогда не молчат. Недавно в издательстве «Книговек» вышла книга лирических рассказов о Крыме, которая называется «Крымский сборник. Путешествие в память». То, что это своевременный и удачный проект, подтвердило издательство, «купившее» у авторов рассказы и выпустившее их в твердом переплете. «Крымский сборник. Путешествие в память» продается в столичных книжных магазинах и Интернете.
Автор идеи и составитель сборника, современный прозаик, блистательный рассказчик Евгений Сулес предпослал книге предисловие, объясняющее его цели, задачи и концепцию. Евгений начинает с политического момента:
«Собственно, идею сборника подсказало само время... – пишет он вначале. – Но ведь любят Крым все… Его нельзя не любить. Потому что это совершенно особое место. И истории, которые здесь происходят, особые. …Вот и возникла идея собрать прозу о Крыме. …Совершить «путешествие в память», бросить «спасательный круг». Это попытка объединиться на почве любви. Оказывается, чтобы объединиться, достаточно перестать говорить о политике. …Именно поэтому вы не найдете здесь фраз вроде: «Крым – наш!»… Этот сборник не про украинский, русский или татарский Крым. Он про Крым сердца. Объяснение в любви Крыму как территории любви и мечты, своеобразное подношение берегу русской утопии».
Составитель открывает читателям «тайну» принципа отбора произведений в сборник: в него попадали только те рассказы и повести, которые отличались лирическими, задушевными интонациями. Строгих требований к форме произведения не было, за исключением небольшого объема. Это мог быть «чистый» рассказ с ярким сюжетом, бессюжетная проза, основанная на личных воспоминаниях, ощущениях от Крыма, путевые заметки или дневниковые записи, сделанные на крымских курортах (как у Маргариты Лейдиной), даже письма. Скажем, когда мне предложили участие в сборнике, я специально для него написала рассказ о супругах, которые смертельно устали друг от друга, но поехали, по настоянию жены, в Крым отдыхать против воли мужа, а на этой земле с ними произошло чудо, вернулись прежние, казалось бы, давно забытые чувства. Получилась такая ироническая мелодрама. Многие авторы поступили так же и предложили истории, «замешанные» на любви, дружбе, возможном зарождении чувства, не получившем развития, или, напротив, на упущенном шансе встретить своего или свою единственного или единственную, как Леонид Костюков, Григорий Каковкин, Ирина Горюнова, Александр Килипенко.
Другие обратились к собственному опыту пребывания в Крыму и трансформировали его в художественную форму романизированного эссе, как Улья Нова, Сергей Власов, Сергей Игнатов. Третьи воздали должное «внутренней» жизни Крыма, которая, на взгляд туриста, кажется вечно безоблачной, а с точки зрения местного жителя, вовсе не лишена проблем, будничных дел, даже моментов тоски – это отчетливо прочитывается в рассказах Платона Беседина, повести Александра Алексеева.
Четвертые обратились к истории. В повести Майи Никулиной с красноречивым названием «Место» действует целый род, а известна его членам семейная история с середины XVIII столетия! Один из дворян этого рода, офицер, попал в Крым во время Крымской кампании, той самой, где участвовал и Лев Толстой, и с тех пор жизнь семьи неразрывно связана с землей древней Тавриды: на их глазах менялась власть, бежали из Крыма остатки белой гвардии, не уехавшая часть семьи приспосабливалась к новой эпохе… Неизменным остались только место действия и любовь, которую питают к Крыму все потомки славного рода, не поддающаяся выражению в словах.
Историческую линию продолжил Владимир Кравченко в повести «Миллениум», но выбрал иной ракурс зрения – не «с ветви» генеалогического древа, а со стороны. В «Миллениуме» дачник, приехавший ради культурного отдыха, покупает у ялтинского букиниста коллекцию дореволюционных открыток, а потом обнаруживает, что многие из них надписаны. Он читает послания людей, которых давно нет на свете, датированные самыми страшными днями – октябрем 1917 года, например, – и улавливает детали их бытия, о которых не поведают никакие учебники истории. «Шлю тебе, моя милая, маленькая птичка, привет с южного теплого моря, где сейчас отдыхаю душой после Петрограда. Мы совершили уже много интересных поездок. Я вчера замотала в конец бедного генерал-инженера. Съездили верхом в Симеиз, сделали переход в 45 верст…», – пишет одна подруга другой за две недели до Октябрьской революции, и читатель невольно задумывается, какая судьба постигла спустя считаные дни любительницу конных прогулок, ее высокопоставленного поклонника и оставшуюся в Петрограде респондентку…
Александр Хорт в исторической новелле «Хромая инфанта» обращается к известной мистификации поэтессы Елизаветы Дмитриевой, придумавшей себе не только звучный псевдоним, но и имидж роковой женщины Черубины де Габриак, из-за чего ее стихи, ранее не пользовавшиеся спросом у издателей, обрели бешеную популярность. Эта шутка была разыграна с подачи Максимилиана Волошина, самого, пожалуй, популярного по сей день обитателя Коктебеля. И она же стала причиной широко известной дуэли Николая Гумилева с Максимилианом Волошиным, в которой, к счастью, никто из двух звезд российской словесности не пострадал.
В общем, сколько писателей, столько «Крымов». Но роднит все рассказы главная идея – это идея объединения, любви, взаимопонимания, культурного и духовного сотрудничества. Во всех произведениях «Крымского сборника. Путешествия в память» духовное начало доминирует над материальным и социальным. Точно так же, согласно горячим мечтам писателей, оно должно доминировать, сеять разумное, доброе, вечное в реальной жизни. Поэтому, несмотря на транспортные неурядицы пути в Крым (особенно через Украину), политические разногласия и экономические сложности, в Коктебеле в сентябре состоялся Международный литературный фестиваль имени М.А. Волошина. Это уже двенадцатый творческий форум, носящий имя выдающегося поэта и проходящий в городке, где жил и умер Волошин, в его доме. В рамках фестиваля состоялась первая презентация «Крымского сборника. Путешествия в память». Вторая презентация состоится в Москве этой осенью.
Оригинальную «точку» книге нашел прозаик Александр Евсюков, автор рассказа «В ожидании». Рассказ, несмотря на то, что короток, исчерпывающе показывает ход и «повторяемость» истории.
Александр Евсюков. В ожидании.
Салат кончается.
Деловито надергав нам по пучку зеленого лука, укропа и кинзы, Валя вдруг замирает, вглядываясь над низким забором, и произносит негромко, но отчетливо:
– Завтра погода переменится.
– С чего вдруг?
– Просто. Давно собиралась.
Я вглядываюсь в небо над бухтой. Стального цвета с багряной полосой. Почему-то на несколько минут становится очень тихо.
Лето тринадцатого года.