– Борис Вячеславович, первый вопрос о том, что делается после трагедии в лагере «Азов».
– Прежде всего хочу сказать, что мы глубоко скорбим обо всех погибших. Следствие уже сделало первые выводы о причинах и виновных, а Президент поручил уже сейчас провести профилактические меры в субъектах Федерации, подчеркнув серьезность этой задачи. Масштабные проверки уже идут. Необходимо выявить проблемные точки, чтобы не допустить повторения трагических случаев. Депутаты Государственной Думы участвуют в этой работе, готовят свои предложения. Среди них есть и предложения о внесении изменений в законодательство, они будут обсуждаться на экспертном уровне, а затем и в Государственной Думе. Знаю, что свои инициативы готовят другие органы государственной власти, готовит уполномоченный по правам ребенка.
– Из-за дефицита финансирования меньше детей смогут отдохнуть в летних лагерях?
– Не совсем так. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в детских лагерях за сезон смогут отдохнуть семь с половиной миллионов детей, по данным Роспотребнадзора – более шести миллионов, а это на полмиллиона больше, чем в прошлом году.
Только вот достигнуто такое увеличение будет за счет дневных лагерей, которые организуются, как правило, при школах, и пребывание в которых нельзя считать полноценным летним отдыхом. Дневные лагеря не могут и никогда не смогут стать равнозначной «заменой» лагерям загородным, которые всегда составляли основу существующей в России инфраструктуры детского отдыха.
Большинство загородных лагерей было построено еще в советское время. Долгое время они только использовались, а средства в их модернизацию не вкладывались. Вечного ничего нет, и теперь, спустя несколько десятилетий, многое пришло в упадок. Поправить все в одночасье невозможно. Лагеря закрываются. В 90-е годы было утрачено более половины детских здравниц. Только за прошедшие пять лет количест-
во детских оздоровительных лагерей сократилось с 61 до 58 тысяч. Многие из них постигла участь городских детских садов: они были либо проданы, либо перепрофилированы, – а многие до такой степени обветшали, что не отвечают требованиям безопасности.
– В чем Вы видите выход из сложившейся ситуации?
– Сегодня важно не потерять детские лагеря, сохранить то, во что уже были вложены деньги и труд. Правительство и прокуратура уже занимаются этим вопросом. Прокуратура проверяет законность отчуждения и перепрофилирования оздоровительных лагерей. Правительство готовит предложения по развитию детского отдыха, в частности, физкультурно-спортивного и культурно-познавательного туризма. Планируется также усилить требования к организации питания.
В законе об основных гарантиях прав ребенка, защите прав детей на отдых и оздоровление посвящена целая статья. Закон обязывает органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления в пределах их полномочий обеспечивать права детей на отдых и оздоровление, сохранять и развивать соответствующие учреждения.
Государственная Дума готова обсудить на законодательном уровне статус детских лагерей, рассмотреть вопрос о законодательном запрете их перепрофилирования.
Но надо понимать, что детские лагеря нужны не для галочки в каком-нибудь реестре, а затем, чтобы в них отдыхали дети. Сегодня, к сожалению, доверие к лагерям как учреждениям оздоровительно-воспитательным падает, поэтому важно не только сохранить их количество, но, главное, повысить качество отдыха, безопасности детей. Это потребует укрепления материально-технической базы. Очевидно, проблема потребует комплексного решения. На мой взгляд, назрела необходимость разработки современной стратегии развития детского отдыха в России.
– Можно ли повысить качество детского отдыха без существенных финансовых вложений?
– Деньги, конечно, нужны. Но не все они решают. Можно вложить большие средства в ремонт, всюду насажать цветов, а детям в лагере будет плохо, скучно. А можно так организовать отдых, что ребята и оглянуться не успеют, как смена пролетит. Обеспечение безопасности также определяется далеко не только финансовой составляющей. Очень многое – что подтверждают события нынешнего лета – зависит от руководства, вожатых и воспитателей. На одном федеральном уровне эту задачу не решить, это можно и нужно делать на местах.
(Публикуется с некоторыми сокращениями.)