23:09 МСК
Суббота
08 / 02 / 2025
1594

Вечный парус поэзии

15 октября исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова (1814–1841)

БЕССМЕРТНЫЙ ПОРУЧИК

Недолог век русских поэтов. Может быть, потому они, словно предчувствуя свой близкий уход, работали так, словно каждый новый день был для них последним, и оставили в истории отечественной литературы неизгладимый след. Пушкин, Лермонтов, Есенин…

Михаил Юрьевич Лермонтов – самый молодой из плеяды безвременно ушедших российских поэтов: когда пуля безжалостного Мартынова оборвала его жизнь, поэту шел только двадцать седьмой год.

Верно говорят: чтобы лучше узнать поэта, надо побывать на его родине. Поэт появился на свет в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года в Москве, в доме генерал-майора Ф.Н. Толя на Красноворотской площади, куда не отличающуюся крепким здоровьем Марию Михайловну Лермонтову привезли рожать первенца. Но не первопрестольная столица стала его колыбелью: когда малышу не было еще и шести месяцев от роду, его увезли в Тарханы – пензенское имение бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы и стали источником первых жизненных впечатлений Лермонтова.

Два года назад мне удалось побывать на малой родине великого поэта.

Имение бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – это типичная барская усадьба XIX века, с ее главным домом, деревянным, с просторным мезонином, с балконами, опирающимися на колонны, с расположенными вокруг флигелями и хозяйственными постройками, с ухоженным парком и обширным прудом, с домашней церковью и фамильным склепом. К Тарханам относятся лермонтовские строки:

И вижу я себя ребенком,

и кругом Родные все места:

высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав

подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

Елизавета Алексеевна после смерти любимого Мишеньки все глаза повыплакала. Она перевезла тело погибшего внука из Пятигорска, где он был похоронен, в родные Тарханы. Здесь великий поэт покоится и поныне.

Сотрудники музея-заповедника М.Ю. Лермонтова трепетно относятся к памяти о поэте и столь почтительно и трогательно рассказывают о жизни маленького Миши в Тарханах, о его трагической судьбе, что кажется, будто они – его близкие родственники. Даже знаменитый лермонтовский дуб музейные работники бережно сохранили и обнесли оградкой.

Усадебный дом Арсеньевой после долголетнего разора и запустения полностью отреставрирован и восстановлен в его прежнем виде. Воссозданная обстановка дома, и в первую очередь – личные вещи поэта, – создают иллюзию: так и кажется, что в гостиную выйдет хозяйка усадьбы, ведя за руку подвижного мальчика с необычно глубокими, пронзительными глазами.

Память у будущего поэта была удивительной. Его мать Мария Михайловна умерла, когда мальчику не было и двух с половиной лет, но он на всю жизнь запомнил, как она склонялась к его колыбели и пела песню.

Отец поэта, пехотный капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов, с тещей не ладил и после безвременной смерти жены удалился в свое тульское имение Кропотовку. Навестить сына в Тарханах он наезжал лишь изредка.

Миша Лермонтов в дет­стве был болезненным мальчиком с короткими ногами и непомерно длинными руками, да и характер у него сложился – далеко не мед. Бабушка во внуке души не чаяла. Она дала новорожденному имя, в честь внука назвала Михайловским соседнюю с Тарханами деревеньку, она нанимала для любимого Мишеля гувернеров (правда, неудачных), она три раза – за тридевять земель! – возила внука лечиться на минеральные воды в Горячеводск (ныне Пятигорск). Кавказ произвел на будущего поэта неизгладимое впечатление. Кавказ стал его любовью и местом его гибели.

ЗАГАДКА БУКВЫ «L»

В Петербурге, после окончания школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, корнет лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтов приобрел некоторую известность как поэт среди офицеров и в светских кругах. В 1830 году в петербургском журнале «Атеней» появилось стихотворение «Весна», подписанное всего лишь буквой «L». Это была первая публикация Лермонтова, и написано стихотворение было для Екатерины Сушковой, первой и неудачной любви поэта.

Впервые читатели узнали фамилию поэта, скрывавшегося под псевдонимом «L», когда в 1837 году, в шестом томе журнала «Современник», появилось ставшее впоследствии знаменитым «Бородино». Очевидно, Лермонтов был требователен к себе и своему поэтическому творчеству и подписался своим именем только тогда, когда посчитал, что создал достойное произведение.

Широкая известность к корнету лейб-гвардии гусарского полка Михаилу Лермонтову пришла в 1837 году – когда он, узнав о гибели Пушкина, охваченный гневом и невыразимой сердечной мукой, написал стихотворение «Смерть Поэта». Святослав Раевский, друг Лермонтова, столоначальник одного из петербургских департаментов, взялся за размножение стихотворения: отнес рукопись на службу, и его приятели-чиновники сделали копии. Вскоре стихотворение разошлось по всему Петербургу, дошло и в российскую провинцию. (В Рязани знаменитое стихотворение Лермонтова тоже стало известным: в личных документах сестер-писательниц Хвощинских в 1979 году был обнаружен список со стихотворения под заголовком «На смерть А.С. Пушкина», любовно выполненный женской рукой.)

Автор крамольных стихов был арестован и допрошен. Взбешенный император Николай I на рапорте о происшествии поставил следующую резолюцию: «Старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». В печально известном Третьем отделении было заведено дело «О стихах корнета Лермонтова “На смерть Пушкина” и о распространении их чиновником 12-го класса Раевским». По личному распоряжению государя автор «непозволительных стихов» был переведен в участвующий в боевых действиях на Кавказе Нижегородский драгун­ский полк.

ПРЕДВИДЕНИЕ ПОЭТА-ПРОРОКА

Не раз ловил себя на мысли, что выдающимся поэтам дан особый дар: предвидеть свою судьбу, будущее страны и народа. Лермонтов обладал этим божественным даром вполне.

К 1830 году относится его стихотворение с «говорящим» названием «Предсказание»:

 

Настанет год. России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

 

Считается, что «Предсказание» было написано под впечатлением от крестьянских волнений, вызванных эпидемией холеры. Очевидно, юный Лермонтов пытался выразить в стихотворении свое отношение к крестьянской революции – на автографе, рядом с заголовком, сохранилась позднейшая приписка поэта: «Это мечта». Возникает здесь и ассоциация с пугачевщиной, которую литераторы XIX века как раз и называли «черным годом». В детстве Лермонтов не раз слышал воспоминания тарханских старожилов – очевидцев пугачевского восстания, которым была охвачена и Пензенская губерния, а впечатления ранних лет, как известно, самые яркие – они остаются на всю жизнь. В полной мере предсказание поэта сбылось лишь в 1917 году, когда корона царей действительно упала. Что за этим последовало – хорошо известно…

Лермонтов, отправляясь в последнюю поездку на Кавказ, предчувствовал свою смерть, о чем он не раз говорил своим друзьям и знакомым. Об этом он рассказал и в стихотворении «Сон»:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана;

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня – но спал я мертвым сном…

 

Еще более трогательно лермонтовское «Завещание» – пронзительное, пророческое стихотворение, которое невозможно читать без сердечной боли и душевного трепета:

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой;

Смотри ж… Да что?

Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был…

Лермонтова всю жизнь преследовало чувство душевного одиночества – отсюда неизбывная грусть, присутствующая во многих его произведениях. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский свою статью о Лермонтове, опубликованную в 1891 году в журнале «Русская мысль», так и озаглавил: «Грусть».

А может быть, именно чувство грусти и одиночества делает стихи Лермонтова такими притягательными и родными?

…Проходят годы, вот уже и два столетия со дня рождения М.Ю. Лермонтова минуло, а мятежный белый парус его поэзии по-прежнему реет над бурными волнами нашей быстротечной жизни.

Александр Потапов

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 193 (4741) от 15 октября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Зеленые цветы
Димитрий Соколов
Неудачный старт БК «Рязань»
Михаил Солдатов
Читайте в этом номере: