«Нация должна петь!» – считает народный артист СССР, главный дирижер прославленного коллектива с более чем сорокалетней историей Владимир Минин. Это важно не только для повышения общей музыкальной культуры, но и для духовного сплочения граждан.
Между масштабом хорового исполнительства и процветанием нации, по мнению маэстро, существует прямая связь.
– Вот я слушаю, к примеру, кубанский казачий хор и ощущаю на физическом уровне, что передо мной выступают люди с завидным духовным здоровьем.
Чтобы популярность пения только росла, усилий одного Всероссийского хорового общества, возрожденного в России два года назад, недостаточно.
– Когда человека приучат не стыдиться своего голоса, ощущать плечо рядом поющего, сопереживать – вот тогда функция хорового общества будет выполнена.
Начинать же приобщение к музыкальной классике, народному искусству нужно со школы, и об этом говорил Владимир Минин на встрече с рязанскими зрителями. Здравый смысл еще присутствует в управлении региональным образованием, чего не скажешь о столице.
– В любом городе можно еще что-то сделать, кроме Москвы. Москва – это содом, там заняты делячеством. И о важности начального музыкального образования, уроков пения в школах никто там не задумывается. Хотя если почитать историю, то можно увидеть: настоящим образованным человеком всегда считался тот, кто мог не только сочинять стихи, но еще и петь.
В Рязани хор Минина исполнил произведения Свиридова, Гаврилина и Танеева, вошедшие в сокровищницу хорового искусства. По словам художественного руководителя коллектива, «программа рассчитана на того, у кого разбужено сердце».
Недавно отметивший 85-летие главный дирижер по-прежнему заряжает свой хор неиссякаемой энергией и силой. А о причинах своего долголетия говорит просто:
– Гены, гены… Мама моя из Ярославля, а отец из Питера. Что-то во мне от крестьянства, что-то от интеллигенции. Благодарен судьбе за это.
И все-таки кажется, что пение – это и есть для него тот самый волшебный эликсир молодости.