09:51 МСК
Вторник
21 / 05 / 2024
2514

Содержание определяет форму

Андрей Каплин о современной архитектуре и о том, какими должны быть загородные дома
Автор фото: Сергей Ларин | Содержание определяет форму
Фото: Сергей Ларин.

Сегодня все больше людей хотят жить вдали от городской суеты, отдыхать на свежем воздухе, обустраивать дом и двор на свой вкус. И на первый взгляд, рынок загородной недвижимости в Рязани перенасыщен. Нам предлагают дома и участки в Рязани, Солотче, Заборье, Алеканово, Семкино и в других популярных местах, в различных загородных поселках. Но при более детальном рассмотрении предлагаемые дома не всегда соответствуют требованиям покупателя, выглядят однообразно, громоздко и эстетически убого. Их из года в год для нас строят по бесплатным проектам, найденным в Интернете. А некоторые коттеджи так и вовсе безобразны.

Как выглядит современная и разумная архитектура показал архитектор Андрей Каплин. Выпускник Московского архитектурного института сегодня завершил строительство уникального загородного объекта «Дом-птица», расположенного в селе Заборье. Корреспондент «Рязанских ведомостей» встретился с Андреем, чтобы больше узнать об этом проекте, а также поговорил с ним о современной российской архитектуре, наследии прошлого, и чрезмерной любви россиян к украшательству.

Р.В. – Андрей, мы знакомы с тобой много лет, поэтому позволь обращаться к тебе на ты?

А.К. – Ну конечно.

Р.В. – Как ты оцениваешь состояние современной загородной архитектуры, что интересного происходит в этой сфере?

А.К. – Если честно, то ничего. И подобная ситуация наблюдается как минимум последние 100 лет. «Современные дома» строятся все по тому же принципу, поменялись только некоторые технологии строительства и используемые материалы.

Р.В. – Но ведь появляются хотя бы единичные интересные объекты? Или, на твой взгляд, все совсем плохо?

А.К. – Да, появляются. Существуют проекты, которые даже печатаются в иностранных специализированных изданиях. Но все это, как ты выразился, единичные случаи. А в целом то, что сейчас строится, лично меня повергает в глубокое уныние. Тем более если оглянуться назад и вспомнить тот же советский конструктивизм, который является едва ли не учебником архитектуры прошлого столетия. Конечно, он выглядит серым и не всегда качественным. Но это скорее недостаток эксплуатации, а не проектирования. Мне нравиться сама задумка, а некоторые решения и вовсе гениальны для того времени. Думаю, что в то время весь мир с завистью смотрел на работы наших архитекторов. А многие признанные во всем мире мастера говорят, что учились на лучших образцах советского конструктивизма.

Р.В. – Как ты считаешь, почему ушла эта эпоха? Ведь эти здания в большинстве своем никуда не делись, люди видят эти формы и, кажется, должны все это развивать?

А.К. – Ты говоришь об архитекторах или заказчиках?

Р.В. – В первую очередь, о заказчиках. Куда делся вкус? Почему сегодня мы так любим все эти колонны и башенки, какие-то чудовищные нагромождения?

А.К. – Лично для себя я этот стиль определяют так: «и вот мы стали богатыми». Полагаю, люди считают, что это выглядит дорого. А еще мне кажется, что они думают: раз эти колонны и башенки дошли но нашего времени, значит, эта архитектура – на века. У всех ведь есть желание после себя оставить какой-то след в истории.

К счастью, ко мне такие заказчики не приходят. Мне им нечем помочь.

Р.В. – А люди строят сами или заказывают такие проекты архитекторам?

А.К. – Кто-то строит сам, кто-то заказывает проект, но при этом диктует свою волю архитекторам. У заказчиков глубоко сидит убеждение: раз я плачу, значит, я прав. А архитекторы просто прогибаются под заказчика, элементарно желая заработать. Но по-прежнему существуют единичные мастера, которые создают свой стиль, тем самым показывая свой вкус, и никогда не идут на подобные компромиссы.

Р.В. – И как переломить эту ситуацию, какой выход из этого положения? Ведь уже построено столько всего, что уродует окружающую среду и что по-хорошему необходимо снести, потому что исправить это невозможно.

А.К. – Насчет исправлений. Я занимался реконструкциями и скажу, что качественная реконструкция по стоимости выходит дороже, нежели простой снос здания и строительство на его месте чего-то нового. В этаких ситуациях множество ограничений, вписаться в которые всегда крайне сложно. Ну, это если говорить о настоящей, качественной реконструкции, а не о том, как старинный деревянный дом обить сайдингом.

Р.В. Кстати, а откуда у нас такая любовь к сайдингу?

А.К. – Меня он не волнует. Все это от плохого вкуса. Чтобы переломить ситуацию, к счастью, существуют заказчики, готовые довериться профессионалам. Но так как у нас очень часто людей обманывают, то такие заказчики не без основания уже начали бояться кому-то доверять. Поэтому я решил пойти другим путем и выступил сам для себя заказчиком. Для того чтобы показать, как выглядит современный загородный дом.

Очень часто люди приходят к архитектору, когда у них самих ничего не получается. Они уже взяли листочек бумаги в клеточку и нарисовали на нем, как им кажется, проект. Но в итоге засомневались. И вот они приходят, смотрят на меня и думают, что сейчас произойдет какое-то волшебство.

Или вот еще одна типичная ситуация: люди приходят ко мне и очень удивляются, почему в процессе работы я не спрашиваю у них, как им все надо сделать. Чаще всего им надо такое, что неприлично даже озвучивать. Они в этом не виноваты, они просто не знают, как им надо, и смотрят, как сделано у кого-то, и на основе этого строят свое представление об идеальном доме. Я же предлагаю им абсолютно уникальное решение, а они говорят, что это не для них, и уходят. Но проходит несколько дней, и они просят реализовать предложенную мною идею.

Вот, к примеру, камин. Все хотят камин. Но за двадцать лет работы я встретил только одного человека, который пользуется камином, у остальных камины просто стоят без дела, собирают мусор. Спрашивается, зачем нужны камины?!

Р.В. Как люди реагируют на «Дом-птицу» и что они говорят, когда попадают внутрь?

А.К. – «Дом Птица» – это честная архитектура. В ней нет ничего лишнего и все заранее предусмотрено. Как и все здания я его начал проектировать изнутри, потом пришел внешний вид и только потом родилась концепция. Вообще, все шедевры были сделаны на одном дыхании, а концепция была придумана только потом для того что б было о чем поговорить.

Вообще реакция бывает самой разной. Кто-то спрашивает, что это за склеп? Другие говорят, ну наконец-то появилось что-то интересное. Когда люди попадают внутрь, и я показываю им, как здесь все устроено, самая распространенная реакция – это восторг. Некоторые считают, что такой дом должен стоять в Альпах или где-то в Европе, а в Центральной России он неуместен. Я не могу понять, мы, что, так плохо живем, что у нас такого дома не может быть?! Почему люди считают, что интересная, современная архитектура не должна здесь появляться? В Альпах можно, а здесь – нет?

Р.В. – Как долго ты работал над этим проектом?

А.К. – Изначально у меня возникла идея создать одноуровневый дом с оптимальным числом помещений для средней семьи 2+2 (семья с двумя детьми), с наличием гостевой комнаты или спальни еще для одного ребенка. Чтобы площадь не превышала 160 м2 и содержание дома было экономичным. Такую я себе поставил задачу. Изрисовал много бумаги, но у меня ничего не получалось, и только спустя два месяца, проснувшись утром, я нарисовал дом за двадцать минут. Дальше я приступил к проектированию и в общей сложности на создание проекта, со всеми переживаниями, мне понадобилось около пяти месяцев.

Р.В. В этом доме очень важны материалы, из которых он построен, чем ты руководствовался при их выборе?

А.К. – Бетон – лучшая основа для фундамента, кирпич, являющийся, по сути, обожженной глиной плюс дерево – это самые природные материалы. Вся основа дома сделана из кирпича, поверх кирпича сделан утепленный вентилируемый фасад. Кирпич является очень энергоэффективным материалом, позволяющим сохранять тепло зимой и не дающим помещениям сильно прогреваться летом.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 195 (4743) от 17 октября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Творческая неделя
Рязанских художников приглашают принять участие в Международной выставке современного искусства
Генерал артиллерии Гобято
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: