Любое злодеяние обязательно имеет свой след, его оставляет преступник на месте происшествия. Даже если на первый взгляд ничего не видно, этот след все равно остается, по нему настоящие профессионалы находят виновников, отправляя их под суд.
Следователи-криминалисты в этом году отмечают 60-летие со дня образования службы. 60 лет – суммарный возраст. Раньше криминалистические отделения были при прокуратуре, теперь они входят в состав Следственного комитета. От таких перемещений не изменилось качество проводимых экспертиз и расследований. Как и раньше первоклассные сыщики находят самые незаметные следы, которые помогают выйти на преступника, причем не только в злодеяниях, совершенных в наше время, но и делах многолетней давности.
Среди задач, которыми занимаются сегодня сотрудники отдела криминалистики следственного управления СК России по Рязанской области – помощь в расследовании особо запутанных дел, контроль за так называемыми «потеряшками» (всех возрастов), а также обучение и воспитание нового поколения следователей.
Руководитель отдела криминалистики СУ Следственного комитета РФ по Рязанской области Виталий Бочкарев рассказал, что в их работе присутствует преемственность поколений следователей. Ветераны службы передают опыт молодому пополнению. Обучаться криминалистике приходят специалисты с разным багажом знаний и опыта. По словам Виталия Бочкарева, обучатся как действующие сотрудники – следователи с большим стажем работы, так и только что поступившие на службу специалисты и даже студенты последних курсов юридических вузов. Обучение проводится в несколько этапов. Помимо обязательной теории, у молодых следователей есть и практика, причем прежде чем дать «студенту» возможность поработать на настоящем месте преступления, его знания и умения проверяют на муляже. В управлении есть специально оборудованная комната, где сотрудники имитируют место преступления, здесь молодые следователи и отрабатывают на практике теоретические знания.
Стать настоящим профессионалом, способным сходу напасть на след преступника, может только человек с особым складом ума, считает Виталий Бочкарев. Он должен быть следователем по призванию. Криминалисты действительно люди особенные. Они должны быть готовы выехать на место происшествия в любое время суток, осмотреть его, смоделировать варианты действия преступника, просчитать пути его ухода и поступков. Сбор улик – отдельная тема. Брезгливым людям здесь делать нечего. Те следы, которые потом и приводят к злоумышленнику, на месте происшествия могут быть просто не видны. Отпечатки пальцев, мельчайшие капельки пота и даже запах преступника, который сидел в кресле, все это можно и необходимо учесть.
Сегодня на вооружении экспертов-криминалистов СУ СК России по Рязанской области находится уникальное оборудование, с помощью которого специалисты могут найти нить любого преступления. Цианокрилатная камера, к примеру, позволяет проявить отпечатки пальцев на самых различных предметах, причем даже в том случае, если они (отпечатки) были оставлены давно. Этот же предмет, после обработки, можно будет использовать при проведении других экспертиз, например, молекулярно-генетической.
В расследовании беспрецедентного по жестокости преступления в поселке Искра, когда были убиты три человека, в том числе двое детей, на след преступников помог выйти след ладони, который один из злоумышленников оставил на стене дома. Криминалисты изъяли кусок обоев с отпечатком окровавленной руки и отправили на экспертизу. После обработки на обоях проявился четкий отпечаток пальца одного из злоумышленников. Эта улика пополнила число собранных следователями доказательств.
Другие невидимые глазу следы помогают выявить различные реактивы и фильтры. Недавно эксперты получили еще один уникальный аппарат, который позволяет задействовать при расследовании данные сотовых сетей.
Следователи-криминалисты привлекают к работе и гипнотизеров, и психологов. Разумеется, положительные результаты бывают не всегда. К примеру, гипнозу поддаются не все люди, но в некоторых случаях специалисты помогают свидетелям вспомнить необычайно важную информацию. Привлекают к работе следователи и экстрасенсов, но отзывы об их помощи весьма противоречивые.
Руководитель отдела криминалистики Виталий Бочкарев рассказывает, что у самого следователя с годами вырабатывается профессиональная интуиция, которая подсказывает направление расследования дела. За годы работы следователь становится не только специалистом, способным распутать самое сложное дело, по тончайшей ниточке найти преступника, но и психологом, который знает, как помочь свидетелю или пострадавшему вспомнить важные детали.
Главная задача криминалистов – сделать все возможное, чтобы помочь найти виновного в преступлении. Выполняя ее, следователь невольно проходит весь путь преступления и, конечно, очень сопереживает пострадавшим от злодеяния людям. Трагедий, которые ежедневно переживают криминалисты, невероятно много. Выдержать такой моральный груз могут немногие. Уже на начальном этапе профессионального отбора идет большой отсев, но те, кто остается, становятся настоящими профессионалами, готовыми в любое время распутывать невидимые нити преступления.