15:08 МСК
Среда
22 / 09 / 2021
1739

Видимая радиация

Рязанский художник Алексей Акиндинов завершил работу над масштабной картиной «Чернобыль. Последний день Припяти»

В начале октября Алексей Акиндинов завершил работу над картиной «Чернобыль. Последний день Припяти», посвященной аварии на Чернобыльской АЭС. На создание произведения у художника ушло два года. Запланированный к очередной годовщине аварии показ картины был отложен на осень по причине уникальности и масштабности работы: сюжет полотна состоит из почти ста тысяч мелких орнаментов.

Работе над картиной предшествовал объемный период изучения материала: просмотр документальных кинолент, архивов, разговор с очевидцами аварии и родственниками ликвидаторов. Вначале Алексей сделал подробный карандашный эскиз, много раз меняя и уточняя в нем композиционные детали.

Тема полотна объединяет в себе несколько сюжетов из событий ликвидации аварии. Центральная часть – момент начавшегося пожара после взрыва реактора. Правая часть – мать с младенцем на руках. За окном, у горизонта, – атомная электростанция за несколько часов до взрыва. Левая нижняя часть картины отображает события более позднего времени – шахтеры в момент прорытия тоннеля под пострадавший реактор.

На переднем плане – обобщенный образ ликвидатора аварии, это может быть и военный, и медицинский работник, и рядовой гражданин, решившийся на оказание помощи, несмотря на смертельную опасность. Его обнаженный торс символизирует уязвимость, хрупкость человеческой жизни, поставленной на борьбу с радиоактивным пламенем.

Тема аварии на Чернобыльской АЭС давно волновала автора. Алексей поставил перед собой задачу передать в его стиле орнаментализм, глобальность и опасность ядерной катастрофы. Выразить ее не только за счет сюжетного решения, но и при помощи сочетания знаков и символов, которые заполняют собой все пространство картины. Излюбленный художником орнаментальный мотив «снежинка» приобретает особый смысл в картине – их контуры напоминают крылья бабочек, а фигуры ликвидаторов аварии словно превращаются в мотыльков, летящих навстречу атомному огню. Многие снежинки разбиты, их обреченность на гибель подчеркнута еще и тем, что в ядерном пекле они способны прожить лишь мгновенье. Эту быстротечность жизни ликвидаторов Алексей при помощи красок попытался передать в своей картине.

Автор хотел показать самоотверженный, еще не воспетый живописцами подвиг народов разных национальностей, сплотившихся для ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы XX века, который сегодня может явиться примером для подражания и противодействия нынешней разобщенности и конфликтам между народами бывшего СССР.

Художник планирует выставлять картину в различных российских и зарубежных музеях и галереях. Первыми смогут оценить «Чернобыль. Последний день Припяти» рязанские зрители на отчетной областной художественной выставке «Осень-2014». Выставка проходит в Выставочном зале Рязанского отделения СХР по адресу: ул. Есенина, 112. Экспозиция будет работать около месяца.

Ольга Анисимова

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 199 (4747) от 23 октября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
В созвездии великих
В эти дни исполняется 130 лет со дня рождения Николая Клюева, чье имя по праву принадлежит первому ряду русских поэтов XX века
Отличный подарок для жителей поселка
Читайте в этом номере: