На сцене Рязанской областной филармонии выступил Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина.
Имя народного артиста СССР Владимира Николаевича Минина – одно из знаковых в русском хоровом искусстве. Коллектив, созданный выдающимся дирижером в 1972 году, на протяжении десятилетий остается одним из ведущих в стране. Именно хор Минина в советское время возродил огромный пласт отечественной культуры – русскую духовную музыку. Наряду с ней, в репертуаре хора много интерпретаций русской народной музыки, классики и произведений современных композиторов. Новым направлением в последние годы стало участие коллектива в оперных постановках.
Сценическими партнерами хора были и остаются легендарные мировые исполнители: Ирина Архипова, Елена Образцова, Монтсеррат Кабалье, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Александр Ведерников, оркестры под управлением Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Михаила Плетнева… Высочайший уровень мастерства исполнения превращает каждый концерт коллектива Минина в событие.
Программа, привезенная в Рязань, рассчитана на зрителя с разбуженным сердцем, как определил сам маэстро: в нее вошли произведения Танеева, Свиридова, Гаврилина. А перед концертом Владимир Минин провел творческую встречу с педагогами и учащимися рязанских музыкальных школ и музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых.
Разговор начался с животрепещущей для зала темы – музыкального образования. Еще древние греки считали, что образованный человек должен обязательно уметь петь, напомнил Владимир Минин. В XIX веке Константин Ушинский писал, что ребенка в школе надо обучать буквой, цифрой и нотой. Урок пения должен быть так же важен, как русский язык или арифметика! Увы, об этом пока можно только мечтать, в музыкальном воспитании со временем мало что меняется.
– Фундамент будет тогда, когда запоет школа, когда появится занятость учителей пения конкретными методиками, по которым нужно преподавать, когда будет соответствующий репертуар, курсы повышения квалификации. К 300-летию Дома Романовых в 1913 году 300 крестьянских хоров в Пермской губернии пели музыку из оперы «Жизнь за царя». Я понимаю, что в этом деле был определенный момент лести, но важно, что все-таки крестьянские хоры пели музыку Глинки, – уверен Владимир Николаевич.
Он приветствует нынешнее возрождение Всероссийского хорового общества: в России хор всегда был очень важным делом, но хорошо понимает, что до подлинного возрождения традиций массового хорового пения еще далеко. Здесь недостаточно одних хорошо сделанных «витрин в виде тысячеголосого детского хора». Функция общества будет выполнена тогда, когда «человека приучат не стыдиться своего голоса, ощущать плечо рядом поющего, сопереживать исполняемому»…
Определяющая фигура в музыкальном воспитании, конечно, учитель, и к нему – особые требования.
– Важно, чтобы у педагога был отменный вкус и талант заражать паству своей энергией. А чтобы воспитать хороший вкус, надо слушать очень много хорошей музыки в хорошем исполнении, такой, в которой каждая музыкальная фраза имеет свою логику, – советовал маэстро.
Говоря о методах музыкального воспитания, Владимир Минин обратил внимание на систему Карла Орфа, дающую хорошие плоды во многих странах. Ее суть – в обучении музыке через игру, которое нужно начинать уже с дошкольных лет. Педагогам надо развивать в себе чувство гармонии и стараться «воспитывать лирическую струнку» в душе ребенка. В основу детского репертуара, как это было до революции во многих наших гимназиях, должны лечь три кита – русская народная, классическая и духовная музыка.
Сам Владимир Минин с благодарностью вспоминает своих педагогов. Чрезвычайно важные качества – стремление быть первым, здоровое профессиональное честолюбие, которое стало в жизни «частью станового хребта», – воспитали в нем учителя школы при Ленинградской капелле Александр Васильевич Свешников и Палладий Андреевич Богданов. Наглядный эмоциональный урок последнего, бывшего регента Императорской Придворной капеллы, мастер запомнил на всю жизнь. Как-то весь класс не выучил урока. Убедившись в неготовности к занятию, Палладий Андреевич подошел к окну. По улице только что прошла запряженная лошадьми повозка. После нее остались кучи навоза, которые бросился убирать дворник. «Вот, смотрите, чем вы будете заниматься, если не будете учить уроки», – указал детям учитель.
Но даже у великого музыканта в свое время были сомнения в правильности выбранного пути. Ведь в детстве, признался Владимир Минин, он мечтал стать офицером морского флота:
– Ленинград был город портовый. Для ребенка большое значение имеют внешние впечатления. Кортик, китель – все это выглядело шикарно, поражало воображение, я зачитывался книгами про всякие морские путешествия. Поэтому на вопрос: «Моя ли это профессия?» – я ответил для себя не сразу, только тогда, когда из-под моих рук начало выходить что-то путное…
Одну из знаковых ролей в жизни Минина сыграл Георгий Свиридов – человек широчайших знаний. Он оказал большое влияние на формирование его взглядов на хоровое искусство. Свиридов и стал на всю жизнь любимым композитором мастера: «Акапелльное пение – очень трудный, но благодатный жанр. Произведения Свиридова позволяют дирижеру доказать публике, что хор – это не массовое пение, а высочайшее искусство».
В этом году руководитель прославленного хора отметил свое 85-летие, но, несмотря на возраст, он по-прежнему на сцене, полон энергии и творческих планов.
– Гены, гены, – отвечает маэстро на вопрос о секрете долголетия. – У меня мама ярославская, отец питерский. Наверное, это сочетание крестьянства с интеллигенцией и сыграло…
Но наверняка главный секрет молодости – не в этом. Ему хорошо известно, что состояние хорового исполнительского искусства напрямую связано с духовным здоровьем нации:
– Когда я слушаю Кубанский казачий хор, то ощущаю на физическом уровне, что передо мной выступают люди с завидным духовным здоровьем.
То же самое смогли почувствовать и рязанцы на концерте Московского камерного хора.