Как раз самоорганизация людей во время пожаров этого года проявилась в значительной мере. Формируются отряды добровольцев, защищающих свои селения от огня. Люди охотно идут в волонтеры, чтобы помогать пострадавшим. Наконец, когда возникла необходимость в неотложной помощи погорельцам, родилась и инициатива добровольного сбора помощи. Люди просто закупают на свои деньги необходимые вещи и продукты и привозят их в места бедствия, раздают пострадавшим. Интернет пестрит не только картинами пожаров, но и адресами сбора помощи, конкретными предложениями и заявлениями о готовности принять участие. Очевидно, что на призыв помочь активно окликается молодежь. Мы и сами не замечаем, что все-таки стали другими в последние десятилетия, и не рассчитываем уже на то, что все за нас сделают государство и политические партии. Как справедливо отметил Губернатор области Олег Ковалев: «В критической ситуации люди не щадят себя, помогая ближним».
Государственные службы сегодня работают в режиме чрезвычайной ситуации. И мы видим, что именно в такой ситуации государственная власть способна принимать нестандартные решения, отказываться от бюрократической процедуры, если нужна неотложная помощь пострадавшим гражданам. Для этого находятся финансовые средства, людские, материальные и организационные ресурсы. Может быть, главное, что стало понятно в эти дни: люди не остались один на один с бедой, брошенными на произвол судьбы. Конечно, горя и бед хватает. Достаточно сказать, что только в нашей области уничтожены 262 дома, 739 человек остались без крова, погибли 8 человек. Сегодня принимаются решения по поводу восстановления жилья для каждой пострадавшей семьи. Решения непростые. Отнюдь не все погорельцы хотят восстанавливать жилье на прежнем месте. А это значит, придется преодолеть серьезные проблемы, связанные с переселением. Жилье решено восстановить в небывало короткие сроки. Вопрос восстановления его взят под личный контроль главой Правительства РФ Владимиром Путиным. Личная ответственность за восстановительные работы возложена на губернаторов. Это такая своеобразная проверка власти на прочность, которой лучше бы не было. Но она случилась.
Хочется сказать и о том, что это все-таки великое счастье, что у нас такая большая страна. И к нам в область прибыли воинские подразделения и силы спасателей из Карелии и Красноярска, из соседней Тульской области и других регионов, где таких пожаров нет. Мы можем собраться в кулак в чрезвычайной ситуации. Уже можем. Время бессилия, неуправляемости, разброда и шатаний осталось позади.
Нам рано пока говорить, что мы справились с бедой. Пожары локализованы, но продолжают полыхать. Любое изменение погоды может породить новые огневые очаги. Но, как говорится в таких случаях, ситуация под контролем.
Придет время для разбора полетов. Ведь нам есть о чем задуматься в связи с этими пожарами. Например, о собственной беспечности. Еще с апреля синоптики и МЧС предупреждали, что лето будет сухим и жарким. Но многие пожары все-таки возникали из-за человеческого фактора. Незатушенная спичка, оставленная в траве стеклянная бутылка, разожженный на берегу реки костерок – все это может привести к пожару. Мы об этом не очень задумывались, пока пожары не стали бедствием. Общественные пожарные дружины организуем только сейчас. К тому же, как оказалось, вся инфраструктура сегодня мало подготовлена к ликвидации таких бедствий. В населенных пунктах зачастую нет надежного водоснабжения, нет доступных источников воды для тушения. Не хватает техники. Не случайно Президент страны поручил в кратчайшие сроки обновить и дополнить программу противопожарной безопасности. Деревянная Россия горела всегда, а засушливые и пожарные годы повторяются у нас раз в 30-40 лет. Нам надо жить с осознанием такой данности.
Сейчас мы находимся в эпицентре борьбы с бедой. Нам надо крепиться и помогать друг другу. Мы не можем позволить себе расслабиться, успокоиться. У нас нет времени на праздные разговоры и поспешные выводы и обвинения. Мы не можем быть слабыми и должны сохранить в себе ту отвагу, которую обрели в эти недели. Пожары кончаются, и трава прорастает сквозь пепел.