Для пацанов из небольшого рязанского села Екимовка не было большей радости, чем мчаться во весь дух на велосипеде с привязанным к раме удилищем к заветной речке Павловка. На ее берегу даже в самый жаркий день всегда прохладно. И порой становилось жутковато, когда в сумраке огромных деревьев вдруг что-то начинало возиться, а потом с плеском исчезало в серебристых волнах. Кто это был? Выдра? Бобер? Выхухоль? Теперь и не узнать.
А в самих этих волнах, в этой прекрасной, не омраченной временем воде, сновали тогда, лет 13 назад, да и сейчас тоже, – язи, плотвицы и окуньки. Они азартно топили поплавок и у друзей Сашки Макарова, и у него самого, а потом живым серебром томно отливались в густой и сочной траве.
Соберет Сашка все, что поймал, и домой собирается. Первым делом, конечно, к своему двухколесному другу идет. Посмотрит на красавца, оботрет травой сиденье, колеса, бензобак.
«Постой, – наверняка удивится внимательный читатель, – не может быть у велосипеда бензобака! Если, конечно, тот не с моторчиком!»
Все правильно! Не на велосипед садился он под восхищенные взгляды других мальчишек, а на отцовский «ижак». Замечательный мотоцикл, между прочим, этот «ИЖ-Планета-3»! Об этом вам и сегодня Александр Макаров с большой радостью скажет.
– Мне четырнадцать всего было, когда я первый раз потихоньку увел у отца из сарая мотоцикл, – с тихой радостью рассказывал он. – До чего ж мне понравилось на нем рыбачить ездить! Отец поначалу поругался для виду, а потом махнул рукой – если нравится, так забирай! Я не только гонял на нем везде. Помнится, лет семь назад – а «ижак» 1972 года выпуска – перебрал его, покрасил. И до сей поры он мне верно служит. Отличная, я вам скажу, машина! Никакому «харлею» не уступит!
– Ты, брат, тут приврал чуток! – вступаю в спор. – У меня самого были три «Явы» и «Урал». Плюс ко всему и на казенном «ижаке» довелось поездить по рязанским просторам. И «харлей» все же американского качества.
– А я считаю, что наша техника – лучше! Просто за ней следить надо, как и за любой другой. Любить, лелеять и жалеть. А если насчет «харлея», так его наши, русские мужики сделали – Харламов и Денисов. Так что от «ижака» он недалеко ушел.
Мы стоим с Александром Макаровым около его дома, почти в самом центре Екимовки. Невдалеке светит куполами в лучах осеннего солнышка белокаменная церковь. Лучики отражаются на стеклах припаркованных здесь «жигулей». На одном из автомобилей и приехал Александр. Буквально на несколько минут – его должны были фотографировать для Доски почета хозяйства – вот и решил он хоть немного привести себя в порядок. Но коль о технике речь зашла, тут не только минут, часов не жалко!
Его машина выгодно отличалась от остальных, потому что отливала свежей заводской краской.
– Недавно купил? – киваю на машину.
– Ага! За 10 тысяч, – улыбнулся Александр.
– Долларов? Не дороговато ли?
– Каких долларов? Рублей! А теперь я эту машину восстанавливаю. Первый раз, между прочим, красил в домашних условиях. Как видите, получилось. А еще перебрал движок, задний мост. Теперь вот внутри панель оборудую. Понимаете, тяга у меня к этому делу. Люблю ремонтировать машины. Люблю потом дарить их своим родным и близким. Вот стоит «жигуленок». Тоже восстановил из хламья. Сестра теперь учится ездить. Как отучится, посмотрю, что с машиной потом делать, кому отдать. А еще я «ижака» для брата отреставрировал…
Не подумайте, что Александр Макаров держит мастерскую по ремонту. Он – плотник ООО «Орион». И еще за водителя в хозяйстве – у него в распоряжении ГАЗ-53. Так что дел хватает, лишь успевай поворачиваться! А на досуге помогает в ремонте личного транспорта друзьям и знакомым. Причем деньги за это не берет, хотя народ предлагает, прекрасно понимая, что каждый труд должен быть вознагражден. А особенно такой. Ведь Макаров не только любую технику, но и компьютер, мобильник запросто может к жизни вернуть. Хотя нигде этому не учился. Откуда что пришло он, право, и сам не знает. Вероятнее всего, все же мотоцикл всему виной, в связи с которым первый раз в жизни почувствовал, что такое вольный ветер и глоток родниковой воды после жаркой дороги.
Но ничуть не меньше Александр Макаров и свою работу любит. Ведь дерево особенно притягивает, потому что живое. И тоже к себе бережного отношения требует. До последнего времени, к примеру, он вместе с Андреем Куликовым, Владимиром Серовым и Сергеем Гуркиным ферму к зимовке в Екимовке готовил. Дело ладилось. У прораба Евгения Зоркова к бригаде, а особенно Макарову, никаких нареканий.
…Мы простились. На речке Павловке, которая сегодня тихо плещется у самого асфальта, застыли в туманной дымке рыбаки. Мотоциклов мы на берегу не заметили – в ожидании своих хозяев стыли только легковушки. Возможно, к вечеру вернется и Макаров. А пока он на работе.